Can not write file
Ave, Питер
Санкт-Петербург - Исскуство
09.11.2011 20:50

День третий. Всегда боялась идти в Эрмитаж: еще со школьных поездок засело воспоминание о длинной колбасе очереди с Дворцовой набережной до Дворцовой площади…Но подружка сказала, что хотела бы посмотреть при приезде «какие-нибудь» драгоценности… Пришлось вызванивать в экскурсионный отдел, так наметилась сначала экскурсия в «какие-то» кладовые, а потом нерушимый манифест: в кладовые надо попадать во что бы то ни стало… Еду к кассам Э в 9-30, в очереди я седьмая… Время пролетает очень быстро, очередь за нами к открытию человек в 100, но это очень мало, как я понимаю теперь- в мае не сезон, и очередь очень быстро рассасывается… Дюже умные, просвещенные задние очередники начинают просачиваться нагло вперед к открытию касс (мальчишки и тетя-иностранка), но этот номер с первыми, которые друг друга уже знают, не проходит. Так что, турики-коллеги, имейте в виду, свое место никому не уступаем. Наконец, заветные билетики в Бриллиантовую кладовую куплены- не ожидала, что так легко можно попасть в Эрмитаж, даже не верится, думалось пострадать за правое дело, помучиться… Иду на колоннаду Исаакия- почти обязательный ритуал при каждом приезде. Надо поехать отдохнуть- опять выручает автобус маршрута 22, но теперь это середина дня, пробки, еле ползем по Невскому… А куда спешить отпускнику, как говорилось в одном фильме: «А чё, мне по кайфу…»

Едем и застреваем около двух «трудяжек» возле Казанского собора, Кутузова и Барклая-де-Толли. Я вообще обожаю это место, начало всех питерских координат- отсюда можно пойти по «100» дорогам во все стороны… Здесь можно обо всем рассказать. Например, о легенде питерской, такой. Во время последней войны, в блокаду, все памятники старались закрыть, закопать, спрятать от обстрелов. А этих двоих- не успели или что-то помешало, и стояли эти военноначальники всю войну открытыми, честно встречая страшные обстрелы города. И вот, говорили, пока ни один снаряд не попадет в эти памятники, город не будет взят… И выстояли! Плюсую эту легенду к свидетельствам войны в центре города. Можно, при цейтноте времени, не ходить по музеям военной тематики, а поклониться всем военным временам вкупе у этих героев.


Описывать свои впечатления об экскурсии по кладовой не могу, Чехов говорил, что есть вещи, которые словами не «описуются»… Лучшего ожидать и невозможно: бриллианты грамотно освещены- до сих пор блестит в глазах. Что особенно запомнилось? Поразили золотые веночки (а надо отметить, что коллекция Бриллиантовой кладовой включает не только вещички с бриллиантами, но и чисто золотые, т.е. можно смело посетить одну только Б.К. , без Золотой… Мне, например, было достаточно… ), которыми награждали в Древней Греции; гениальные копии царских регалий, выполненные фирмой Фаберже; полные экипировки для лошадей, усыпанные бриллиантами и алмазами… У Фаберже было такое направление- изготовление художественных предметов, не украшений, а точнее, изготовление безделушек, вещиц. Такие замечательные вещички есть и здесь: букетик цветов - василек и колосок – просто поразительный, фигурка бобра- для князей Бобринских и т.п. Все отсмотренное запоминается…


Следующий пункт программы- дворец В.К. Владимира Александровича. Сильнейший, влиятельнейший двор… Жена В.К., Мария Павловна-старшая (энергичное прозвище- Михень) была очень властной, волевой женщиной, организатором многих действий царских родственников. Читаю воспоминания Анны Тютчевой (дочери Т-ва) - очень информативные, кстати, с описанием последних дней Николая I, всей придворной и фрейлинской кухни. Особенно интересны в данном случае ее рассказы о детках Александра II - Коле, Саше, Володе, их маленькой сестренке Марии (единственной в этом браке выжившей любимой дочери, затем ставшей матерью Виктории-Мелиты - жены Кирилла Владимировича, Местоблюстителя Престола в эмиграции), Павлике и Сереже… И интерьеры дворца В.К., этого шаловливого Володи, конечно, должны быть подобающими этим царственным особам. Восхищение начинается уже со входа- все в дереве, огромный камин, поворот прекрасной лестницы. Зимний сад, кабинет Владимира, парадные Марии Павловны- все, насколько я понимаю, подлинное и сохраненное из-за охранной грамоты Горького, сразу после революции отдавшего этот дворец ученым. Особенно запомнилась зала с лепным потолком- гирлянды как бы парят в воздухе- «в зобу сперло»… Люблю смотреть из окон в музеях. Такие незабываемые виды иногда открываются! А в окна этого дворца как будто вливается Нева своими свинцовыми водами. Уж что такое там за эффект- может, сужение набережной, но огромная водяная пучина прямо у подоконников! Далее вижу чудесную залу в восточном стиле- была такая мода (потрясающий резной камин- единственный!); белый зал, зал с лепниной «под дерево», библиотеку- как это описывать словами- не знаю… А окончательно «залакировал» впечатление интерьер ресторана- соответственно, бывшая столовая князя…Выхожу потрясенная впечатлениями, до сих пор, выписывая эти строчки, восхищаюсь… Напоминаю, что автор переделанных интерьеров замечательный Месмахер!


Вот он, вчерашний причал , подходит катер. Что ж, надо набирать группу для экскурсии. Я сидела целый час- какой замечательный час! -а вокруг панорамы- вот ППК, вот Стрелка, направо…, налево… Наконец, еле-еле набралось 5 человек, теперь наш маршрут (последний в этот день) пролегает вокруг ППК, можно увидеть Арсенал, обелиск на месте казни декабристов- когда бы я добралась! - идем мимо гродековских Ши-цза, вокруг Авроры, мимо Михайловского замка- просто не день, а сплошной «предел»… Далее последовательно вписываюсь в пространства возле особняка Кшесинской- попаду ли когда-нибудь?- мечети, домика Лидваля. Иду по Каменноостровскому. Горделивое, нарядное пространство… Начало века, 20, ознаменовалось неслыханным взлетом экономического развития Российской империи, домовладельцы вкладывали деньги в строительство, здесь–законченный архитектурный ансамбль. Если доберетесь до этого места- не пожалеете затраченных сил.
Четвертый день… Не могу не пойти к Ксении Петербургской. Привожу цитаты из воспоминаний В.К.Гавриила «В Мраморном дворце»:
Перед отправлением на фронт Первой мировой (обратите внимание на последовательность действий): « Из Зимнего Дворца я поехал с Олегом и Игорем в часовню Спасителя, на Петербургской стороне, а оттуда в Петропавловскую крепость, помолиться у могил наших предков и попросить Их помочь нам быть их достойными на поле брани. Из крепости мы поехали на Смоленское кладбища, на могилу Ксении Блаженной, которую я очень чту.»
Жена Гавриила пишет в своих воспоминаниях об освобождении мужа из застенков большевиков: «В день освобождения мужа я отправилась в церковь и горячо помолилась. Из церкви поехала на Смоленское кладбище на могилу Блаженной Ксении, которую всегда поминала в своих скорбях. Вернулась домой с облегченной душой, взяла книгу чудес Блаженной Ксении, заперлась одна в комнате и стала читать. Никогда не забуду этого момента. Мне стало вдруг так легко на душе, как будто я поднялась куда-то ввысь. Никогда ни до, ни после я не испытала такого чувства.»

По пути на кладбище всегда любуюсь конкой- обращаю внимание, что вагон покрашен в синий цвет , точное воспроизведение исторической конки… Далее – твердое решение опять попасть в Бриллиантовую кладовую- вчера не досмотрела, было мало пространства для группы из 15 человек, все, видимо, были в первый раз, все липли к экскурсоводу, а это очень плохо- то, о чем она говорит, не всем видно. А сегодня решила помотать круги по кладовой «без поводка»… Возвращаюсь на «место» опять в 9-30. Вчера мы стояли у правой половинки ворот, а сегодня вдруг решают открыть левую. Когда я опомнилась, то там уже набралось порядочно человек. Но- Слава Богу- я все время стояла как оловянный солдатик, меня все занявшие очередь видели… Сегодня никто не лезет вперед. А в очереди я- первая. Небо насупилось, всё, как серая вата, сразу похолодало…


Смотрю сейчас на фотографию крыши Эрмитажа, сделанной на мобильный, и ломаю голову, как можно было поместить на чердаке ЭТО? Конечно, вы все знаете о трагической судьбе Александра 2, серии покушений на его жизнь. Когда однажды начали проводить ревизию после взрыва в Зимнем дворце, то где-то на чердаке была обнаружена… корова, приведенная туда каким-то служащим, нуждавшимся в свежем молоке для своего ребенка… Как ее втащили туда- мукало, наверное, животное от страха, как ее можно было содержать в таком помещении- очень интересно?! И слезы, и смех…


билеты, конечно есть, хоть оптом бери, но первые – только на 12-00, видимо, начальный сеанс выкупила организованная группа- и такое может быть… До 12-00 прогуливаюсь недалеко и не напрягаясь по залам- Гербовый, Тронный, зал с часиками Павлин, вижу знакомые фонтанчики слез- так же прекрасны, даже еще прекраснее, так смотрю осознаннее, окна на висячий сад замазаны на два моих роста, там археологические работы, а жаль, очень бы хотелось опять посмотреть. Но прошу всех читающих при обзоре заметить детали- люстры, светильники Э. Многоярусные «фонтаны» в Галерее 1812 года, очень изящные люстры при входе и т.п. и т.д. Всё, что при спешке зацепила глазами, - всё замечательно. Обратно, не «переесть» впечатлений. Конечно, теперь все основательно осмотрено, запомнилось колечко Николая 2- чудесная работа, очень филигранная, с маленькими бриллиантиками, выложены буквы- настоящее «чюдо»… Обратно идючи, захожу в зал греческой и римской античной скульптуры. Вы не поверите, задолго до поездки приснился мне ни с того ни с сего замечательный Юпитер, сидящий тут… Вот и не верь в вещие сны!


Выхожу сквозь арку Главного Штаба- впереди лента Б.Морской. Здесь дома замечательной архитектуры, особенно Фаберже- строгий, основательный. Кстати, обратите внимание на торговый зал- никакой пестроты, это секрет отличного менеджера, маэстро хотел, чтобы все внимание было обращено на его шедевры… Далее дома страхового общества «Россия». Хочу также попасть в Юсуповский сад в весеннем обрамлении. О, здесь – скачки. У студентов-железнодорожников здесь физкультура. Стираем их из кадра и видим- прудочки, мосточек, цветочки. Если бы не эта суета- очень красивое и поэтическое место, вот умели, блин, себе эти аристократы выстраивать уютные местечки для отдыха! Еду в центр координат, к Казанскому собору… Круг почета-прощания опять пролегает через Екатерининский канал, то есть канал Грибоедова, Михайловский замок, Летний сад, улицу Пестеля, захожу в Преображенский собор- здесь тихо, можно спокойно посидеть, обозреть великолепное убранство, особенно люблю дар В.К.Константина, чудесная работа из дерева- как он сохранился? За Спасом-на-Крови обнаружены многочисленные ряды с сувенирами- я о них даже не догадывалась; далее мимо Конюшенного ведомства- такая ужасная разруха прямо в центре, уму не постижимо- иду в церковь, где отпевали Пушкина, тут вообще ни единой души, тишина звенящая, только так, я думаю, надо поминать поэта, мысленно, без словесной шелухи… Вот фонарики Дома книги, вот чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Мой вояж заканчивается, кидаю последний взгляд на «банковских» грифонов. До них идти нету мочи, может, это и к лучшему- всегда в Питере надо оставлять недосмотренные места…

Аве, Питер, и прощай до следующего раза- будет или нет, никогда не знаешь, но обувь потихоньку разнашиваю, надеясь…


Давно купила символичную открытку с видом Питера, которую люблю больше всего из видов города: вот сколько поколений уже ушло, сколько еще уйдет, как бы ни насиловали город, а вот этот горящий на солнце, осеняющий Питер купол Исаакия будет так же гордо стоять, эти снующие чаечки будут порхать, возвещая о вечной жизни города…

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 1558 гостей онлайн
English French German Italian Russian Swedish
Ulti Clocks content

Для клиентов



Какие вам нравятся календари
 
Ваш любимый день недели
 

Духовность
Санкт-Петербург на карманных календарях -экспозиция карманных календарей с видами Петербурга и его пригородов
Ave, Питер
Copyrigiht © 2009-2011