
Трехсотлетие дворца Меншикова – старейшего каменного здания нашего города и тридцатилетие создания в его стенах музейной экспозиции Эрмитаж отмечает выставкой «Здесь память прошлого еще жива вокруг».
Людмила ЛЕУССКАЯ
Дворец Меншикова – одно из немногих дошедших до наших дней зданий петровской поры. Горожанам и гостям города нравится здесь бывать. Дворец особенный, статус памятника не мешает ему хранить атмосферу семейного гнезда первого губернатора нашего города.
Здесь тепло, уютно, много дерева, тканей, росписей и изразцов, по большей части голландских. Как и мелкая расстекловка окон, это дань признательности Голландии, где Меншиков побывал, сопровождая Петра Алексеевича в его первом заграничном путешествии во время Великого посольства в 1697 – 1698 годах.
Новоселье в «каменных палатах» на Васильевском острове светлейший князь отметил 1 октября 1711 года по старому стилю. Дворец был хорош и совмещал жилые и представительские функции в новой столице России. Но облик дворца сложился не сразу. С 1710 по 1727 годы к его сооружению и отделке приложили руку известные архитекторы: Фонтана, Шедель, Трезини, Растрелли, Леблон. Их идеи умело воплощали в жизнь русские мастера: каменщики, штукатуры, плотники, столяры, резчики, живописцы. Во дворце сочетались традиционно русские и новые для России приемы, применялись достижения в строительстве и искусстве того времени. В отделке интерьеров и убранстве комнат использовались мрамор, декоративная живопись, лепка, итальянская скульптура, резное дерево, расписанные кобальтом голландские плитки и русские печные изразцы, расписная и тисненая кожа, шпалеры, различные ткани.
Ближайший сподвижник Петра Великого, первый губернатор Петербурга интересовался искусством, судя по всему, понимал в нем толк и не был стеснен в средствах. Его дворец украшала большая коллекция живописи, а сад – мраморные статуи и бюсты, впоследствии оказавшиеся в Летнем саду и в Петергофе.
Меншиков не избежал судьбы многих незаурядных русских людей. Он многого достиг и все потерял. В 1727 году в результате опалы светлейший князь с семьей был сослан в Березов, его имущество конфисковано и передано в царскую казну.
В жизни дворца очень скоро наступил новый исторический период. Анна Иоанновна основала там Кадетский корпус, который стал заметным явлением в воспитании и образовании российского юношества. Из стен первого в России военного учебного заведения вышли полководец Румянцев-Задунайский, драматург и поэт Сумароков, первый русский актер Волков, поэт-декабрист Рылеев. При Кадетском корпусе еще в 1830-е годы был открыт музей, куда входили и отреставрированные «Меншиковские палаты». В 1918 году комиссия по охране памятников признала музеи Первого Кадетского корпуса памятником искусства и старины, но уже через десять лет они были расформированы.
Музейный статус в качестве филиала Эрмитажа дворец Меншикова вернул себе в 1981 году, когда там открылась экспозиция «Культура России первой трети XVIII века». В последующие пять лет посетителей приняли: «Токарня», «Матрозная», «Шпалерная», «Большой зал», «Кордегардия». Вслед за ними в западной части здания завершилось создание «Кабинета с живописью», «Спальни Д. М. Меншиковой», «Западной приемной».
В залах первого этажа открылась выставка «Здесь память прошлого еще жива вокруг» – более двухсот экспонатов из собраний Эрмитажа, музея-заповедника «Московский Кремль», Русского музея, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Мемориального музея Суворова. Это живопись, скульптура, графика, оружие, костюмы, книги, чертежи и археологические находки.
Выставка, говорит один из ее кураторов Анатолий Дутов, задумывалась как виртуальное погружение в прошлое. Строится она не в хронологическом порядке, а от современности к Петровской эпохе и меншиковским временам.
В первом зале помещены материалы, посвященные истории реставрации дворца. На стенах проекты Гессена, Кедринского, серия автолитографий интерьеров дореставрационного периода. В том же зале образец китайских обоев первой четверти XVIII века, большая часть которых находится в экспозиции. Экспонат на юбилейной выставке – дань уважения реставраторам. Они восстановили ткань обоев, можно сказать, из трухи. Еще один экспонат – музейная афиша тридцатилетней давности.
Следующий зал посвящен периоду «корпуса кадетов». К сожалению, небольшие площади не позволяют выставить весь накопленный материал. Организаторы выставки ограничились показом нескольких экспонатов, в их числе уникальная коллекция учебной архитектурной графики из собрания Русского музея. Это семь листов, из которых один, вероятно, выполнен педагогом, остальные кадетами. По качеству графики можно судить, насколько высок был уровень преподавания.
Следующие два зала экспозиции рассчитаны на погружение в Петровскую и меншиковскую эпоху. В них собраны вещи, принадлежавшие владельцу дворца. Его богатейшее состояние развеялось, сохранились единичные предметы, почти все они представлены на выставке.
Картины кисти Луи Каравака на время выставки одолжил Эрмитажу Русский музей. Петр доверял своему сподвижнику не только государственные, но и личные поручения. По заказу Меншикова Каравак писал портрет рано умершего наследника престола малолетнего Петра Петровича в образе Купидона. Портрет дочерей государя великих княжон Елизаветы и Анны того же автора находился в Меншиковском дворце. На время выставки он вернулся домой.
Последний зал напоминает о военных заслугах светлейшего князя. Здесь за стеклом витрин шпаги, украшенные вензелем и короной Александра Даниловича Меншикова. Они хранятся в музеях Московского Кремля, их принадлежность сподвижнику Петра I выявлена недавно. Ствол пушки с тем же вензелем — из собрания Музея артиллерии. Завершает выставку прижизненный портрет Меншикова из собрания Музея Суворова. Отличившегося во время Полтавской битвы и ставшего генерал-губернатором Меншикова при жизни художники писали не раз.
Оставить комментарий