Карманные календари повышают эрудицию

Коллекционированию календариков предшествовало серьезное увлечение почтовыми марками. Занимаясь этим 25 лет, Игорь Алексеевич уже имел такое собрание, позавидовать которому могли лучшие филателисты страны. Но по семейным обстоятельствам марки пришлось продать.
— В Украине не было человека, который бы мог по достоинству оценить и купить мою коллекцию марок, посвященных теме «Фауна всего мира», поэтому я повез ее в Москву, — рассказывает Игорь Гурин. — На вырученные деньги тогда легко мог купить хороший автомобиль, да как-то они разошлись по мелочам. Только последнюю тысячу рублей я потратил с пользой — поехал в Европу, посмотрел, как там люди живут. Нам ведь всегда доказывали, что за границей хуже, чем у нас. А оказалось — наоборот.

Распрощавшись с любимой коллекцией марок, Игорь Алексеевич решил заниматься календариками. Работать с ними было проще, чем с марками, — они до-
ступнее, демократичнее, красочнее. Да и в 70-е годы, когда выпуск карманных календарей все еще был скудным, у господина Гурина была уже тысяча экземпляров.
— В СССР массово выпускать календарики начали только в 1960-м году. До революции их делали очень редко, причем без картинок, а после 1917 года вообще не печатали, — утверждает харьковский коллекционер. — А в 60-м на Ленинградской фабрике цветной печати выпустили первую партию, выполненную в одном цвете и посвященную видам Ленинграда. У меня есть все 200 типов, которые вышли за восемь лет. В 1968 году благодаря установке финского полиграфического оборудования на той же фабрике появились полноцветные карманные календари. На них опять-таки были изображены виды Ленинграда и реклама Госстраха, компании «Аэрофлот». А вот в 70-е основная масса календариков была с лозунгами — отражала советскую идеологию. И лишь через несколько лет наблюдается хоть какое-то разнообразие — календари с кадрами из мультфильмов. Их с удовольствием собирали дети. Во время Олимпиады в продаже появились еще 25 видов календариков со спортивной тематикой, а годом позже — столько же с цирковой. Вот с этого времени и начался бум коллекционирования карманных календарей.
Учитывая массовое увлечение коллекционированием календариков, советские цензоры резко повысили бдительность, чтобы это хобби не отвлекало людей от работы, строительства коммунизма. При этом руководствовались какой-то странной логикой: скажем, птички-цветочки на календарях не то чтобы одобрялись, но допускались, а вот изображать котов и собак долгое время запрещали. Но отличилась Латвия. Еще в 1979 году она выпустила первую черно-белую партию календарей с кошками, которые сразу же разошлись среди коллекционеров.
— В то время мы любому календарю были рады, — говорит Игорь Гурин. — Ездили в Москву в конце года, просили секретарей полиграфических комбинатов оставить хотя бы несколько штук для коллекционеров. Они шли нам навстречу. Но большинство красивейших календариков печаталось за границей — в Германии, Финляндии, Австрии, Англии, Италии, Швеции, Японии. Руководство страны также заказывало уникальные пластиковые календари, которые потом использовались для пропаганды советского кино и искусства на Западе. Такие экземпляры никогда не были в продаже, да и тираж редко превышал одну-две тысячи. Но мне удалось собрать практически все виды.
Завораживают и календарики, отпечатанные на фольге с помощью лазера и новых компьютерных технологий. Такие экземпляры производятся только в Англии, и для Украины это — большая редкость. Вполне возможно, что Игорь Гурин — единственный обладатель таких календарей в стране.
— К сожалению, сейчас в Украине практически не осталось настоящих календаристов, — печалится господин Гурин. — Многие коллекционеры просто выбросили то, что собирали многие годы. И вот парадокс: бум на карманные календари наблюдался в то время, когда их выпускалось очень мало. Сейчас же календариков печатается в сотни раз больше, чем двадцать лет назад, а их ценителей остались единицы.
Тем не менее в Харькове несколько раз в году еще собираются члены общества коллекционеров. Общаются, обмениваются календариками, значками, марками, ведут секции для детей, объясняя, какие темы стоит собирать, а какие — нет. И даже сейчас 10-12-летние девочки и мальчики очень интересуются календариками. И хотя их увлечение редко перерастает в серьезное хобби, Игорь Гурин уверен, что это не пустая трата времени. Коллекционируя что-либо, ребята становятся более эрудированными, да и не шатаются без дела по улицам.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*