Илья Сергеевич приехал

Как уже сообщала наша газета, в ЦВЗ «Манеж» открылась и до 27 ноября будет работать персональная выставка народного художника СССР Ильи Глазунова.

Больше чем за час до официального открытия выставки у ЦВЗ «Манеж» стояла небольшая толпа, потом преобразившаяся в очередь. Сам мэтр на встречу с журналистами пришел пораньше минут на пять и все спрашивал, есть ли уже два часа дня – время начала пресс-конференции. Начал минута в минуту, и все полтора часа говорил, вопросов почти никому задать не удалось. Это был монолог «о времени и о себе». Глазунов говорил о том, что недоволен, как встретили его в ЦВЗ «Манеж», что лег в шесть утра и «за полторы суток все это (выставку. – Прим. ред.) сделал».

Как позже объяснила первый заместитель директора Московской государственной картинной галереи Ильи Глазунова Светлана Колотовская, художнику действительно понадобилась помощь в освещении картин – свет в «Манеже» не подходил. «Ведь Илья Сергеевич пишет при естественном дневном свете, а здесь искусственный». Да и с развеской надо было помочь, огромное полотно «Раскулачивание» просто поднимали вручную. На подмогу в Петербург из Москвы приехали 30 студентов и 10 преподавателей академии Глазунова. Колотовская рассказала также, что художник скоро откроет новый музей на Поклонной, 12, – недалеко от своей галереи. Музей будет называться «Московская усадьба Ильи Глазунова» и посвящен будет сословиям – духовенству, дворянству, крестьянству…

О нынешней выставке в «Манеже» сам художник сказал, что она отличается от других, как сегодняшнее петербургское небо от вчерашнего или позавчерашнего: «Темы те же – история России, жизнь человека в наше апокалиптическое время». Глазунов поблагодарил Государственный Русский музей – шестнадцать работ из фондов музея представлены на выставке в «Манеже», сам художник не видел их четверть века.

Про самую последнюю работу 2011 года – картину, изображающую Христа, изгоняющего из храма торговцев, Глазунов сказал, что задумал ее создавать, еще учась в Ленинграде. Но «мне сказали – напишешь и в лагеря пойдешь». Досталось от Глазунова художникам начала века минувшего – русскому авангарду: «Так называемые пролетарские художники, которые писали в эпоху военного коммунизма и к пролетариату отношения не имели, а эпоха густо пахла кровью». Впрочем, современное искусство, где «инсталляция – это ведро с мочой, а картин нет», тоже неинтересно для художника. «Все, что я люблю, сделано до залпа «Авроры», все, что ненавижу, – после!»

Глазунов говорил, что не мыслит себя вне Петербурга, тоскует, в каждый приезд обязательно идет на Серафимовское кладбище, где похоронена погибшая в блокаду семья…

На выставке представлены 106 работ художника и 250 фотографий начиная от детских и семейных. В общем – весь жизненный путь Глазунова. Вот художник с Джиной Лоллобриджидой, вот с европейскими монархами – он создавал портреты великих и знаменитых весь свой творческий путь. А вот Глазунов на БАМе. Ряд не столь давних фотографий – с нынешним петербургским губернатором Георгием Полтавченко в бытность его еще полпредом в Центральном федеральном округе. «Очень светлый человек, очень люблю и уважаю Георгия Сергеевича», – произнес в своем монологе художник. Пока он говорил, губернатор приехал на выставку и быстро шел со служебного входа. Глазунов увидел, повел градоначальника к новой картине – к той самой, где Христос из храма изгоняет торговцев. Губернатор и художник встретились, как старые друзья. Полтавченко вспомнил, как когда-то стоял в очереди к «Манежу» – чтобы побывать на давней персональной выставке Ильи Глазунова. И отметил, что снова в «Манеж» стоит очередь: «Дорогого стоит, что Илья Сергеевич нашел время приехать в наш город».