Мультик о любви и революции

В Доме кино можно посмотреть анимационный британо-испанский фильм «Чико и Рита». Это первое обращение к мультипликации режиссера Фернандо Труэбы, обладателя премии «Оскар», и известного испанского художника и графического дизайнера Хавьера Марискаля. Музыку к мультфильму написал знаменитый кубинский музыкант Бебо Вальдес, подаривший главному персонажу несколько эпизодов из собственной биографии. Режиссер посвятил свой мультяшный дебют Бебо Вальдесу и незадолго до премьеры издал старые записи маэстро.

«Чико и Рита» – музыкальная сказка о том, что счастье не зависит от богатства и славы. Но люди упорно связывают одно с другим, а потом всю жизнь распутывают эти узелки. Это стильная картинка о продажном шоу-бизнесе, в котором карьера делается через постель, а настоящий талант долго и упорно идет сквозь тернии к вершине, которую достигает, но слишком поздно. А еще это история взаимоотношений двух стран. Нищая старушка Куба насквозь пронизана музыкой, дешевым алкоголем и крепким табаком, страна простых мелодий и искренних чувств. Соединенные Штаты в первые годы после войны живут под девизом «бери от жизни все»; здесь повсюду чувствуется жажда денег и доступных удовольствий.

Фернандо Труэба и Хавьер Марискаль досконально изучили архивы и хронику 1940 – 1950-х годов и добились поразительной исторической достоверности.

Художник досконально прорисовал каждую деталь внешнего облика героев, уличных пейзажей, как будто копировал старые фотографии и иллюстрации из журналов. Гавана, состоящая из трущоб и увеселительных заведений, залита солнечным светом. Нью-Йорк переливается неоновыми вывесками клубов, ресторанов и роскошных отелей.

Режиссер, скорее всего непреднамеренно, сумел рассказать о судьбе поколения кубинских эмигрантов, которые уплывали на большую землю в поисках новой судьбы. Любовные перипетии Чико и Риты в какой-то степени отражают социально-экономическую ситуацию того времени. «Нью-Йорк – моя мечта», – постоянно твердила певица Рита, вынужденная зарабатывать на панели. Податливых женщин здесь ищут янки-толстосумы, один из них пленился красотой пышнотелой героини и увез ее в самый центр распутного, но красивого мира под названием Голливуд. Теперь уже знаменитая актриса то и дело украдкой плачет по оставленному в Гаване «лучшему пианисту на свете». Надо ли говорить, что герой бросается вслед за возлюбленной. После серии приключений он вновь оказывается на Кубе, где происходит революция…

В пересказе «Чико и Рита» кажется сентиментальным мюзиклом, раскрашенным в золотистую гамму послевоенного десятилетия. В этот мультфильм нужно всматриваться, вслушиваться, наслаждаясь сочетанием ярких красок и зажигательных ритмов кубинского джаза, который не замолкает ни на секунду. Помимо всего прочего для этой картины Бебо Вальдес сочинил удивительно красивую балладу под названием «Лили», якобы посвященную маленькой собачке, а на самом деле написанную Чико сразу после бурной ночи любви.

В эпизодах задействованы несколько выдающихся джазменов. Измученные друзья бредут по Нью-Йорку и случайно заглядывают в клуб, где выступает Чарли Паркер; джазовую обработку музыки Стравинского исполняет ансамбль Вуди Хермана; Чико играет в джаз-банде самого Диззи Гиллеспи; в канун Нового года из окон Лас-Вегаса доносятся мелодии госпел и рождественские песни. Оказывается, музыка может много поведать о жизни простых людей. В незамысловатом «парам-пам-пам», возможно, больше правды, чем в манифестах против расовой дискриминации.

Красавица Рита ставит крест на своей карьере, произнеся пламенную речь в защиту чернокожих. «Чико и Рита» – сказка о любви, но с политическим подтекстом.

В финале герой, разумеется, получил заветную «Грэмми» за песню, названную именем маленькой собачки. Любовь побеждает невзгоды – полвека спустя. Он достиг пика своей славы, она опустилась на самое дно и протянула ему морщинистую руку, чтобы хотя бы в старости они могли спасти друг друга от одиночества.

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*