Апокрифы о календарях Христовых.

Его Преосвященство Митрополит Симферопольский и Крымский ЛАЗАРЬ в послании «Крещение Руси в судьбах Отечества» указал, что 1020-летняя годовщина эта — повод для вспоминовения неповторимых шедевров древнерусской культуры, «поражающих своей неземной красотой, мудростью и величием».
Утверждение христославного календаря — акт борьбы за торжество святой веры. За означенный великолетний срок литераторы чистой души-поборники православия, — одарили нас немалым числом святокалендарных эпизодов из времен стародавних.
Гений писателя Сергея Васильевича МАКСИМОВА, выраженный в его литературных творениях — это храм духа, мимо которого не должен пройти ни один из тех, кому дорого русское слово. Автор удивительно тонкой наблюдательности, глубоких христианских воззрений, милого юмора и лучезарной чистоты слога, он оставил о себе благую память и в нашем городе.

Здесь, на ялтинской Набережной, в книжном магазинчике «Русская избушка», на странице синаниевского альбома для автографов почетных гостей, в октябре 1899-го он отметился мемориальной десятистрочной записью, составленной в следующих выражениях:
«И я вослед за своими товарищами по перу заходил в Ваш укромный, радушный уголок, чтобы засвидетельствовать старую избитую истину о прелестях Ялты…»
Чахотка. Хворь, что опорожняла сосуды жизненных сил и этого русского интеллигента, отступала перед исцеляющей магией ялтинского воздуха и виноградотерапии.
Отступала, но вновь удручала своею зловредною скверной, как только писатель уезжал в северную столицу, вдаль от доброт юга:
«Наглотавшись досыта крымского винограда в Ялте (…), снова попал в чудовищно-разрушительный климат мерзопакостного города, где теперь нет ни неба ,ни земли: одна зыбь поднебесная.
А состояние здоровья таково, что врачи в одно слово ,как бы сговорившись ,советуют навсегда поселиться в Ялте в компании (уже и налаженной мною) с Антоном Чеховым.»
Мечтам этим сбыться было не суждено. Недвижимости в Ялте Сергей Васильевич приобресть не успел. «Знаток русской жизни, её духа, её форм, её юмора» (это чеховские слова), преставился в Петербурге 16 июня 1901 года.
Календарная форма материализации православнорусского духа- календари Христовы- были объектом максимовского внимания в очерке «Берестяная книга» (сборник «Год на Севере» был составлен в 1856-м, после филологической экспедиции в «снежные палестины»-вотчину патриархальных староверов).
Нежданным гостюшкой заявился С.В. Максимов в избу к домовитому хозяину -седому деду.
«Началось угощение чаем ,густым, как пиво (…).
-Садись ,ваше благородие ,вон под образа — то ,сделай милость!
-Спасибо ,старик ,всё ведь равно: мне ловко и здесь!
-Нет уж ,сделай милость, садись в передний край ,не обидь! (…)
-Не хлопочи ,старик, и здесь также хорошо; стакан есть куда поставить. (…)
-Как имячко-то твоё святое?
-Сергей, старичок!
-Слышь, Мишутка, поищи-ко там у меня акафист Сергию Радонежскому да положь к божнице! — обратился он к одному из сыновей и потом ко мне:
-Когда именинник -то бываешь: по лету али по осени? Родился на этот день? (…) Святыми молитвами мне Бог гостя послал …»
Хозяин этого дома во всём был сведущ : «тщательно собирал и берег как зеницу ока старину: в грамотах ,сказания , книгах,- и был обладателем единственной диковинки ,о которой ходили какие-то смутные слухи». Дед показывал её только землякам ,но прятал от чужого глаза.
Преследование тайных раскольников — вот причина скрытности, уклончивости при ответах на неосторожные расспросы о своём житье-бытье ,о допетровской «старинке».
Наконец, в психологическом противоборстве С.В. Максимов добился первого успеха:
«-Ну да ладно ,постой -ко ужо! Слышь -ко ,ребятки ,тащи -ко сундук -от ,что с книгами (…).
В сундуке оказалось много старых печатных книг. БРЮСОВ КАЛЕНДАРЬ ,несколько других ,позднейших (…).Но всё это было не то ,чего мне хотелось.»
Календарь-это и титул ,и чин ,и литературная иллюстрация ,и персонаж, и характеристика эпохи. «БРЮСОВ КАЛЕНДАРЬ» — генерал-календарь эпохи Великого Петра, названный так по фамилии генерал-фельдмаршала Якова Брюса, «колдуна» и масона, проводника царевых календарных реформ.
Достоверно то, что календарная табула — принадлежность, выдуманная не на берегах Ильмень-озера или Днепра. Заморская календаренция прикатила к нам через «прорубленное окно» в том же тюке государева багажа, где заключались: политес, табак, фармазонство, ассамблея, мода на бритые подбородки, немецкие камзолы и парики.
Новый Год Император Всероссийский переставил с Симеона Летопроводца (1 сентября) на первое «генваря».Приноравливая подданных к январскому новогодию, лихо вживлял он в русский быт новоотпечатанные календарики.
Народ, однако, роптал. Но всё же «Царско уложение, что Божеско веление — супротив него не попрёшь». И «БРЮСОВЫ КАЛЕНДАРИ» пошли в народ, устроились, узаконились и в присутственных местах, и в монастырских библиотеках, и в барских усадьбах, и в курной избе мужика.
Переизданиями брюсокалендарей пользовались двенадцать поколений нашего народа: без малого четвертая часть русского люда, прошествовавшего по земле Отечества от принятия веры Христовой до нынешних дней.
С.В.Максимову было ясно, что календарщинку эту старик держит для отвода глаз. Сундук был возвращён нетронутым — кажущимся безразличием, легколукавым небрежением вкрадчивый гость терпеливо вызывал хозяина к доверительности. Старец санкционировал просмотр утробы уже второго сундука.
«Но и отсюда выбрать было положительно нечего: то были старопечатные требники, псалтыри, МИНЕИ — вообще книги ,более или менее известные.
И этот сундук был унесен таким, как был.»
Генеалогия у «календарных кадров» весьма древняя. КАЛЕНДАРЬ,СВЯТЦЫ,МИНЕЯ — подобносущие ипостаси календаромудрия христоверного ; археотипы единого поликалендарного аналоя.
МИНЕЯ -набальзамированная драгоценным елеем святости праматерь календаря.
ЧЕТЬИ- МИНЕИ, что значит «чтения месячные»,известны на Руси с Х-Х1 веков по греческим переводам. Оновил же двенадцатитомную редакцию МИНЕЙ Митрополит Дмитрий Ростовский-сподвижник монарших неокалендарных реформ, петровского календароворота.
Незлобивая игра продолжалась. Внешним отсутствием эмоций ,притворной скромностью гость мало-помалу выманил-таки полную, высшую степень старикова благоволения.
«Старик окончательно повеселел и ожил.
-Ну постой же, коли ты такой до старины падкий,покажу я тебе книжечку ,какую ты ,чай , и не видывал .Принесите — ко ,ребятки, берестяночку- то ,голубушку. Пусть полюбуется: эдакие ведь, все сказывают ,на редкость и в наших местах.
Её-то мне и было надо -книгу ,писанную полууставом на бересте ,так тонко и удачно содранной. (…) Писанное разбиралось так же удобно ,как и писанное на бумаге ,буквы не растекались ,а стояли ровно, одна подлое другой (…) и только один недостаток-береста разодралась ,от частого употребления в мозолистых руках поморских чтецов ,по тем местам ,где находились в бересте прожилки .Книжка была кое-как, доморощенным способом переплетена в простые ,берестяные же ,доски ,и даже болталась подле веревочная петелька ,вместо закрепки .(…)
Старик весело улыбнулся на мой восторг и впился в меня взором.
-Батюшка ещё, покойничек ,-говорил он,- ЖИТИЯ разные вписывал и другое прочее.»
Родословная крестоносного календарного рода от ПАТЕРИКА, МАРТИРОЛОГА , ЖИТИЙНИКА исток ведёт.
ЖИТИЯ СВЯТЫХ — предтеча КАЛЕНДАРЯ, протокалендарное , хронологическое отражение канонизированных душ христианских .ЖИТИЙНИК- календарородные жизнеописания святости; божественные ,идеальные примеры жизни безгрешной, праведной. ЖИТИЙНИК- святоотеческий архикалендарь » древлего благочестия».Календарь старообрядческой, давней Руси : Руси потемневших ликов; Руси старых, неправленных книг; Руси скитов и аскетов; Руси, полной отвращения к утеснительным новшествам
и ереси басурманской.
Рукописный деревянный житийник -палеокалендарь, сущий не в смущающей суетности множества, но в абсолютной единичности календаробытия .Праотцы наши, ответствуя перед Всевышним ,из подручного березового лыка смастерили телесную форму богомольческого календарного канона, вложив в содержание его образы, осиянные нимбом святости. Сонм святолюдей, сосредоточенный в пространстве календарородной книжицы ,рукотворенной из тверди берез ,взросших в священных рощах церковнорусской древности.
«-Сколько же, по твоему счёту ,времени этой книге?
-Да вот мне восьмой десяток на выходе, а я ,что ни живу ,помню её ,да всё такую же. Батюшка -то, надо быть, до рожденья моего писать её начал .Уж такой был старик книжный да любопытный! .. Царство ему небесное ! Такой грамотей ,что тебе архиерей иной .(…)
-Хороша твоя книжка ,старик ,очень хороша.
-Любопытна ?
-Да так любопытна, что я у тебя и купил бы ей охотно ,денег бы не пожалел.
-Книжка-то ,вишь ,не продажная :отцово наследие. (…)
Мне с тебя ,с заезжего человека ,брать деньги-грех; на том свете покоя за это не дадут. Скажут : стяжатель, мытарь и фарисей ,кощей семижильный,- вот что скажут. (…) Да что в ней и смотреть-то будут ? Ничего такого в ней запретного нет.
-Да и не надо.
-Так почто просишь ты её?
-Показать ,как доказательство ,что захочет русский человек писать -и без бумаги найдет средство ,если уже крепко шевелится в нём это желание.
-Так вот ,вишь, книга-то не продажная .Ещё, чего доброго ,ты за мной же пришлешь после да в тюрьму либо в какое другое место и посадишь.(…) Ты меня извини на глупом моем слове .Люди мы простые ,пряники едим неписанные да и свету-то почитай только в свое окошко и видим.(…)
Мне становилось тяжело и безысходно ,слезы подступали к сердцу и.. прекращаю ,впрочем, описание дальнейшего и скажу в коротких словах ,что старик согласился ,наконец ,уступить мне книгу на третий день по моем приезде.»
Так ,в очерке ,написанном вроде бы про всякие мелочи быта ,максимовский сюжет виртуозно- философски шествует по своеобразным ступеням в тысячелетние глубины календарной истории православной Руси.
Идееносный календарь крещёного мира творит чудо умопостижения смысла предвечного, надвременнного, внеземного,- священных истин, которые преподал нам Бог.
Хранящая спасительную непогрешимость календарная сетка-плетение Христово, что было заткано добрыми перстами всех святых угодников. Божиею властью исчислена, оцифрована и одухотворена таблица разноименных каждодневных святых, в кою , как в многоценный реликварий, ангелы небесные положили
все имена, принадлежащие календарному догмату истинной веры.
Главенствующий автор КАЛЕНДАРЯ — сам Господь Бог.
КАЛЕНДАРЬ ВО ХРИСТЕ- изъявление миродержавной воли Творца. оттиск вековечности Богоданного ВРЕМЕНИ.
Летами Господними нумерованные, календарные чада людских типографий миллионнотиражно поют свою Аллилуйю- славят Эру Христа.
Поверх благоверного табеля дат человечиих — светоч цифр Сына Божия .На нашем веку- четыре знака. А когда-то было — три. А ,коль Господь попустит,- будет и пять…