Мини -календарные диковинки

Последняя треть XIX века была временем бурного развития российской промышленности и торговли, полиграфии и рекламы. Открывались новые фабрики и торговые дома, закладывались новые отрасли… Отечественный рекламный календарик возник именно в это время, когда появилась потребность в новых рекламных средствах.
Карманные табели-календари (однолисты) привычной для нас формы, именуемые теперь запросто календарики, издавались в России с 1880 года. Историки рекламы отдают первенство в этом начинании московской типолитографии «И. Н. Кушнерев и Ко» (ныне типография «Красный пролетарий»). В самом конце 1885 года подписчики «Живописного обиходного календаря» были обрадованы рождественскому сувениру от издателей журнала — календарику. На лицевой стороне календарика — обычное, как на почтовой карточке, изображение белой розы и мелких цветов, связанных алой лентой в букет. Табличная сторона — в псевдорусском архитектурном убранстве, рекламный текст гласит: «Бесплатное приложение к «Живописному обиходному календарю» на 1886 год».

Это был перегруженный тяжеловесными орнаментами в духе «купеческого барокко» оформительский стиль с символическими фигурами, позолотой. Он сочетал помпезную условность с натуралистическими изображениями — портретами и пейзажами-вставками. Таков и другой кушнеревский календарик, выпущенный по заказу товарищества «А. И. Абрикосов и Ко» в 1887 году.
Самая старая парфюмерная фабрика, основанная в Москве французом Альфонсом Ралле (ныне объединение «Свобода»), рекламируя свои цветочные одеколоны, в 1887 году выпустила «фирменный» календарик форматом 12×7 см. Неизвестный художник поместил на календарике букет из незабудок и роз. Интересно, что текст на лицевой стороне дан на французском языке, а на табличной — на русском.
Типологически ближе к открыткам примыкают календарики петербургской кондитерской фабрики М. Конради, периода 1900-1908 годов, которыми фирма напоминала о себе, рассылая их клиентам к Рождеству. Эти календарные миниатюры имеют элементы традиционного оформления открытки-блестки. Рельефная тисненая печать, фигурные отверстия делали изображение объемным, воздушным, живым. Жаль, что эти полиграфические приемы забыты.
В многочисленном ряду рекламных календариков-однолистов дооктябрьского периода хочется еще отметить работу рекламистов петербургского табачного товарищества «А. Н. Богданов и Ко». Это необычные образцы календариков на 1913 год, напечатанные по заказу товарищества парижским издательством «J.Lapina» (Ж. Лапина) на пластинке из жести. Художественно оформленные в стиле модерн, они служили вкладышами в рекламируемый товар — папиросы.
В 1900-1910 годах в рекламных целях нашел широкое применение типоразмер календарика, который был известен довольно давно — мини-книжечка. Только московские кондитерские фабрики «Эйнем», «Альберт», «Реномэ» в этот отрезок времени выпустили их несколько десятков. Очевидцы вспоминали, что такие мини-книжечки были оригинальными вкладышами в бонбоньерки, в подарочные наборы рождественских сладостей. С какой выдумкой и изобретательностью они были исполнены! На ладони умещается пять «календариков из бонбоньерки». И какой должна была быть полиграфия, чтобы на 8-12 листочках форматом 3×5 см разместить такое количество рекламного текста! Прейскуранты предлагаемых покупателям товаров наверняка вызовут воспоминания у пожилых людей. Чего здесь только не предлагалось: пат фруктовый, тянучки и пастила, клюква в сахаре, «каприз де дам», вишня в шоколаде…
Наиболее крупное парфюмерное производство в России было основано в Москве в 1864 году. Основатель фабрики — француз Генрих Брокар был ценителем высокого искусства, коллекционером и меценатом. Его собрание предметов искусства и антиквариата было четвертым в стране (после Эрмитажа, Третьяковки и Румян-цевского музея). Свои эстетические идеалы и вкусы Брокар стремился выразить и в прикладных рекламных изданиях, в изобилии выпускавшихся по заказам товарищества «Брокар и Ко». В период од 1900-1914 годов была осуществлена целая программа изданий реклам-календарей, и хозяева фирмы лично руководили этой программой.
Быт, нравы, заботы, интересы людей, словно в маленьком волшебном зеркальце, отражаются в старинном карманном календаре. Таков календарик товарищества «Брокар и Ко» на 1914 год — год пятидесятилетия основания фабрики. Это была мини-книжечка форматом 9,5×7 см. Но книжечка необычная — она открывалась календарной таблицей, затем шли адреса магазинов и складов фирмы, рассказывалось подробно и о продукции фабрики, а тексты чередовались с листами промокательной бумаги, пропитанной образцами духов, одеколонов… Листочки эти были перфорированы, разрывались на мелкие купончики, и московские модницы могли отослать своим подругам в провинцию полоски бумаги с образцами московской парфюмерии.
Российские художники, рекламисты, издатели, действуя в русле европейских традиций, изготовили и распространили «курьезные» календари-сувениры — подлинные произведения полиграфического искусства. Это нестандартные календарные миниатюры, этакие «любопытные пустячки».
Та же брокаровская система нашла применение, например, в календаре-буклете из шести четырехлистников клевера, свитых в одну гирлянду и украшенных листками календаря на 1900 год. На этом же снимке — не менее забавный блокнот-календарик круглой формы в виде цветка ромашки. Внутри него — календарь на 1909 год. Заказчик рекламы — кондитерское товарищество Жоржа Бормана (Петербург).
Ровно сто лет назад блеснула оригинальностью парфюмерная фабрика Фердинанда Мюльгенса, известная своими товарами под маркой «4711», преподнеся своим клиентам календарь-веер из семи лепестков. Таким веером приятно было обмахиваться, но еще приятнее читать рекламные надписи, котрыми была заполнена вся площадь веера — мыло, одеколон, цветочные экстракты предлагались покупателям. Романтические букеты цветов и экзотические птицы украшали веер, напоминая о благоухании духов. Для календарной таблицы помесячно отведено место на каждом лепестке веера.
Может быть, тот, кто отвечает за издание календариков сегодня, возьмет на вооружение опыт старых рекламистов, о котором мы рассказали в этой статье?

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*