Can not write file
Санкт-Петербург на карманных календарях   >   Реклама   >   Мини -календарные диковинки
Мини -календарные диковинки
Санкт-Петербург - Реклама
08.11.2011 23:56

Последняя треть XIX века была временем бурного развития российской промышленности и торговли, полиграфии и рекламы. Открывались новые фабрики и торговые дома, закладывались новые отрасли... Отечественный рекламный календарик возник именно в это время, когда появилась потребность в новых рекламных средствах.
Карманные табели-календари (однолисты) привычной для нас формы, именуемые теперь запросто календарики, издавались в России с 1880 года. Историки рекламы отдают первенство в этом начинании московской типолитографии "И. Н. Кушнерев и Ко" (ныне типография "Красный пролетарий"). В самом конце 1885 года подписчики "Живописного обиходного календаря" были обрадованы рождественскому сувениру от издателей журнала - календарику. На лицевой стороне календарика - обычное, как на почтовой карточке, изображение белой розы и мелких цветов, связанных алой лентой в букет. Табличная сторона - в псевдорусском архитектурном убранстве, рекламный текст гласит: "Бесплатное приложение к "Живописному обиходному календарю" на 1886 год".


Это был перегруженный тяжеловесными орнаментами в духе "купеческого барокко" оформительский стиль с символическими фигурами, позолотой. Он сочетал помпезную условность с натуралистическими изображениями - портретами и пейзажами-вставками. Таков и другой кушнеревский календарик, выпущенный по заказу товарищества "А. И. Абрикосов и Ко" в 1887 году.
Самая старая парфюмерная фабрика, основанная в Москве французом Альфонсом Ралле (ныне объединение "Свобода"), рекламируя свои цветочные одеколоны, в 1887 году выпустила "фирменный" календарик форматом 12x7 см. Неизвестный художник поместил на календарике букет из незабудок и роз. Интересно, что текст на лицевой стороне дан на французском языке, а на табличной - на русском.
Типологически ближе к открыткам примыкают календарики петербургской кондитерской фабрики М. Конради, периода 1900-1908 годов, которыми фирма напоминала о себе, рассылая их клиентам к Рождеству. Эти календарные миниатюры имеют элементы традиционного оформления открытки-блестки. Рельефная тисненая печать, фигурные отверстия делали изображение объемным, воздушным, живым. Жаль, что эти полиграфические приемы забыты.
В многочисленном ряду рекламных календариков-однолистов дооктябрьского периода хочется еще отметить работу рекламистов петербургского табачного товарищества "А. Н. Богданов и Ко". Это необычные образцы календариков на 1913 год, напечатанные по заказу товарищества парижским издательством "J.Lapina" (Ж. Лапина) на пластинке из жести. Художественно оформленные в стиле модерн, они служили вкладышами в рекламируемый товар - папиросы.
В 1900-1910 годах в рекламных целях нашел широкое применение типоразмер календарика, который был известен довольно давно - мини-книжечка. Только московские кондитерские фабрики "Эйнем", "Альберт", "Реномэ" в этот отрезок времени выпустили их несколько десятков. Очевидцы вспоминали, что такие мини-книжечки были оригинальными вкладышами в бонбоньерки, в подарочные наборы рождественских сладостей. С какой выдумкой и изобретательностью они были исполнены! На ладони умещается пять "календариков из бонбоньерки". И какой должна была быть полиграфия, чтобы на 8-12 листочках форматом 3x5 см разместить такое количество рекламного текста! Прейскуранты предлагаемых покупателям товаров наверняка вызовут воспоминания у пожилых людей. Чего здесь только не предлагалось: пат фруктовый, тянучки и пастила, клюква в сахаре, "каприз де дам", вишня в шоколаде...
Наиболее крупное парфюмерное производство в России было основано в Москве в 1864 году. Основатель фабрики - француз Генрих Брокар был ценителем высокого искусства, коллекционером и меценатом. Его собрание предметов искусства и антиквариата было четвертым в стране (после Эрмитажа, Третьяковки и Румян-цевского музея). Свои эстетические идеалы и вкусы Брокар стремился выразить и в прикладных рекламных изданиях, в изобилии выпускавшихся по заказам товарищества "Брокар и Ко". В период од 1900-1914 годов была осуществлена целая программа изданий реклам-календарей, и хозяева фирмы лично руководили этой программой.
Быт, нравы, заботы, интересы людей, словно в маленьком волшебном зеркальце, отражаются в старинном карманном календаре. Таков календарик товарищества "Брокар и Ко" на 1914 год - год пятидесятилетия основания фабрики. Это была мини-книжечка форматом 9,5x7 см. Но книжечка необычная - она открывалась календарной таблицей, затем шли адреса магазинов и складов фирмы, рассказывалось подробно и о продукции фабрики, а тексты чередовались с листами промокательной бумаги, пропитанной образцами духов, одеколонов... Листочки эти были перфорированы, разрывались на мелкие купончики, и московские модницы могли отослать своим подругам в провинцию полоски бумаги с образцами московской парфюмерии.
Российские художники, рекламисты, издатели, действуя в русле европейских традиций, изготовили и распространили "курьезные" календари-сувениры - подлинные произведения полиграфического искусства. Это нестандартные календарные миниатюры, этакие "любопытные пустячки".
Та же брокаровская система нашла применение, например, в календаре-буклете из шести четырехлистников клевера, свитых в одну гирлянду и украшенных листками календаря на 1900 год. На этом же снимке - не менее забавный блокнот-календарик круглой формы в виде цветка ромашки. Внутри него - календарь на 1909 год. Заказчик рекламы - кондитерское товарищество Жоржа Бормана (Петербург).
Ровно сто лет назад блеснула оригинальностью парфюмерная фабрика Фердинанда Мюльгенса, известная своими товарами под маркой "4711", преподнеся своим клиентам календарь-веер из семи лепестков. Таким веером приятно было обмахиваться, но еще приятнее читать рекламные надписи, котрыми была заполнена вся площадь веера - мыло, одеколон, цветочные экстракты предлагались покупателям. Романтические букеты цветов и экзотические птицы украшали веер, напоминая о благоухании духов. Для календарной таблицы помесячно отведено место на каждом лепестке веера.
Может быть, тот, кто отвечает за издание календариков сегодня, возьмет на вооружение опыт старых рекламистов, о котором мы рассказали в этой статье?

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 660 гостей онлайн
English French German Italian Russian Swedish
Ulti Clocks content

Для клиентов



Какие вам нравятся календари
 
Ваш любимый день недели
 

Духовность
Санкт-Петербург на карманных календарях -экспозиция карманных календарей с видами Петербурга и его пригородов
Мини -календарные диковинки
Copyrigiht © 2009-2011