В прошлом номере мы рассказали об истории некоторых видов рекламы. Но начав говорить об этой отрасли экономики, нужно быть готовыми завершить экскурс фразой «продолжение следует» — настолько неисчерпаемая тема. Сегодня — о визитных карточках, этикетках и календарях.
Визитные карточки
Визитка — это специально отпечатанная карточка из плотной бумаги с фамилией, званием и другими сведениями о ее владельце. Первоначальное ее назначение — уведомление о том, кто нанес визит. Визитная карточка может представлять как частное лицо, так и фирму. В начале века визитки в основном были шрифтовые — только фамилия, имя, отчество, обычно написанные курсивом, иногда адрес. Очень редко встречались визитки с фотографией. Часто использовали в качестве украшения тиснение, обрезные волнистые края, иногда с позолотой.
Рекламные карточки были самыми разнообразными и предназначались для множества целей: от наклеивания на упаковку, вкладывания в продукцию до печатания счета на обороте, расписки и даже для использования в качестве отчетной документации.
Вот пример удачного рекламирования посредством визитных карточек. Один из купцов, владелец магазина дамских нарядов, с появлением на прилавках коллекции новых летних нарядов заказал громадное количество изящных визитных карточек, на которых выгравирован только адрес его магазина, и разослал богатым согражданам. Получившие карточку незнакомого сначала не поняли, почему купец прислал к ним свои визитные карточки. Не рекомендует ли он себя в качестве претендента на руку девицы или вдовы, если таковая находится в числе членов семейства? Во всяком случае, полученные карточки возбудили любопытство, заставили говорить о фирме и ее владельце, а следовательно, немало способствовали увеличению их известности. Кроме того, любопытство многих женщин возбуждалось получением карточки незнакомого купца, и, чтобы удовлетворить это любопытство, почти все дамы приезжали или приходили к торговцу модными товарами, и каждая, имевшая деньги, хоть ленточку да покупала.
Этикетки
Этикетка — это вырубленный или вырезанный из бумаги или другого материала ярлычок, который вручную или механически наносят на упаковку или же непосредственно на продукт. Он сообщает наименование продукта, содержание в упаковке, изготовителя, а также другие сведения. Задача этикетки — возбудить у покупателя желание приобрести продукт, поэтому она должна быть хорошо спланирована и сочетаться как с самой упаковкой, так и с продуктом, который представляет.
Появившись в середине века на керамических аптечных сосудах в виде надписей к составам и лекарствам как сопутствующая минимальная информация, этикетка обрела самостоятельность как целое направление в оформлении упаковки.
Литографская этикетка в России начала и середины 19 столетия еще сравнительно дорога. Ее трудно назвать массовой полиграфической продукцией в полном смысле этого слова. Очень хорошие по качеству технического, а часто и художественного исполнения, литографская этикетка и упаковка продолжали существовать и после использования самого продукта. В частности, долго этикетки применяли для украшения альбомов, а многие упаковки — коробки, банки — в домашнем быту. Часто предприниматели делали целые серии коробочек, входящих одна в другую, без расчета на какой-либо товар.
Определенный отпечаток накладывает на оформление этикеток время. Этикетки, также, впрочем, как и упаковки, в разное время отражали различные направления моды, политические, экономические или культурные события в нашей стране. Очень жестко поддерживаются традиции в оформлении вин. Это и понятно: этикетка как бы фиксирует время создания вина, его неповторимость, фирменность. Поэтому этикетка часто остается до настоящего времени такой же, какой была во время создания и начала выпуска определенной марки вина.
Календари
Отечественный рекламный календарь возник именно в то время, когда появилась потребность в новых рекламных средствах. Карманные табели-календари (однолисты) привычной для нас формы, именуемые теперь просто «календарики», издавались в этом начинании московской типолитографией «И.Н.Кушнерев и К» (ныне типография «Красный пролетарий»).
Самая старая парфюмерная фабрика, основанная в Москве французом Альфонсом Ралле (ныне объединение «Свобода»), рекламируя свои цветочные одеколоны, в 1887 году выпустила «фирменный» календарик форматом 12х7 см. Неизвестный художник поместил на календарике букет из незабудок и роз. Интересно, что текст на лицевой стороне дан на французском языке, а на оборотной — на русском.
Быт, нравы, заботы, интересы людей, словно в маленьком волшебном зеркальце, отражаются в старинном карманном календаре. Таков календарик товарищества «Брокар и К» на 1914 — год пятидесятилетия основания фабрики. Это была мини-книжечка форматом 9,5х7 см. Но книжечка необычная — она открывалась календарной таблицей, затем шли адреса магазинов и складов фирмы, рассказывалось подробно и о продукции фабрики, а тексты чередовались с листочками промокательной бумаги, пропитанной образцами духов и одеколонов.: Листочки эти были перфорированы, разрывались на мелкие купончики, и московские модницы могли отослать своим подругам в провинцию полоски бумаги с образцами столичной парфюмерии.