Карманные календарики

Первые визитные карточки появились во Франции во времена Людовика XIV — «Короля-Солнца», где стали вещью репрезентативной, торжественно представляя своего хозяина во всем блеске его положения.

В середине восемнадцатого века на визитных карточках стали воспроизводить пышные гербы их владельцев. Ну а широкое распространение визитные карточки получили только в XIX веке, тогда и сложились определенные правила пользования ими.

В России визитные карточки появились как заимствование из французского придворного этикета при Екатерине II и почти не отличались от европейских аналогов — та же изощренная гравированная орнаментика, причудливые гербы владельцев.

В конце XIX века существовали довольно сложные правила этикета, связанного с использованием визиток. Интересующимся культурой тех далеких времен мы рекомендуем Правила светской жизни и этикета (1889)

После революции визитки в России… исчезли. Их искоренили как класс, объявив буржуазным пережитком, барством.

Когда же визитку все-таки реанимировали в СССР (а куда деваться — весь мир-то пользуется!), «лицо» ее обрело особые, «советские» черты. Появилась, к примеру, дурная, но стойкая манера писать фамилию владельца карточки впереди имени. Иностранцев это и по сей день приводит в недоумение. .

Характерная черта: все советские визитки одинаковы на вид. Никаких шрифтовых изысков, единый формат! И хотя «вертикальная» визитка появилась еще в конце прошлого столетия (говорят, ее «изобрел» испанский архитектор зданий-вертикалей Гауди), все советские карточки — как правило, «горизонтальные». Само наличие визитки в советское время было сигналом, знаком принадлежности человека к касте немногих избранных. Сотрудники обкомов, райкомов, руководители «крупного калибра» — вот основные владельцы визиток. Ну и там… дипломаты, космонавты, выездные деятели культуры. Визитки печатали в типографии. А это цензура. Порядок был таков: заявление в органы местной власти (с убедительным объяснением — зачем вам визитка), затем ожидание. И отказ или разрешение.

Грянула эпоха свободы в нашем отечестве: иметь визитные карточки стало можно всем! Без разрешения. Тронулся лед в рядах творцов-дизайнеров. Появился спрос, зашевелились заказчики. Подступала новая «эра визиток», не менее яркая, чем на восходе века.

Но это были уже совсем другие визитки. «Старый добрый визитный билет» возвратился в ином качестве и обличье. Исчезло трогательное «с совершенным к Вам почтением имею честь быть». Канули в Лету былые свойства визитки: церемонность, ненавязчивость, вежливость к получателю. Знак внимания заменился на саморекламу. Вместо почтительного напоминания о себе теперь нам вручают информацию, порой напористую и агрессивную. Что ж, нормальный исторический процесс. Визитка — всего лишь осколок зеркала жизни, отразивший стиль новых отношений.

Новая визитка обретала облик типичной «business card», утрачивая старомодный стиль визитного билета. И ее качества становились все более деловыми. Маленькой визиткой порой поручались особые права, если получали ее от большого человека. И все же главное свое свойство — представительность — современная визитка не утратила. Она стала более нарядной, декоративной, «разговорчивой», иногда даже слишком болтливой.

Тексты разместились как с лицевой, так и с оборотной стороны. Вслед за многими европейскими странами и у нас появились «двойные» и даже «тройные» карточки-раскладушки, со сгибами. В малютку-визитку современные владельцы стремятся втиснуть как можно больше информации: эмблемы и символы, товарные знаки, фотографии, рисунки гербов и флагов! Но среди этой неразберихи существует особый класс профессионально художественно сделанных стильных визитных карточек. Такие визитки становятся произведениями искусства.

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*