ПОЛИТИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРИК

Все политические календарики делятся на две основные категории, которые можно условно обозначить как ‘предвыборные’ и ‘имиджевые’. В отличие от ‘предвыборных’, ‘имиджевые’ выпускаются не под конкретную выборную кампанию, а на перспективу — для того, чтобы лишний раз закрепить в сознании населения нужный образ определенного политика или политического движения. Наиболее распространенной разновидностью ‘имиджевых’ являются ‘новогодние’. Действительно, разве есть более удачный повод, чем Новый год, для того, чтобы выпустить новый календарик?
У нас в республике абсолютным чемпионом по выпуску своих новогодних (и не только) календариков является президент Волков. Из его девяти таковыми являются шесть (начиная с 1997 года).

Связывая образ того или иного деятеля с календарным циклом, авторы политических календариков словно бы помещают политика в природный контекст, ставят его в один ряд с временами года. Политические силы, таким образом, уравниваются с силами природы. Можно не любить зиму или лето, но никому не придет в голову бунтовать против их прихода — так исподволь избирателю внушают неизбежность победы на выборах конкретной политической силы. Кто знает, может быть, совсем не случайно лидер в этой области, Александр Волков, смог стать первым президентом Удмуртии.

наверх
Подарок проституткам

Произведение Андрея Солуянова под слоганом: ‘Крепче за баранку держись, шофер!’ (2000 г., тир. 2000) относится к еще одной разновидности ‘имиджевых’ — календариков с ‘полезной информацией’ для населения. Это могут быть телефоны различных служб, астрологические прогнозы и прочее. Календарик Солуянова содержал таблицу ‘сроков определения наличия паров алкоголя в выдыхаемом воздухе’, а также коды регионов на российских номерных знаках и пользовался большим успехом у ижевских автолюбителей и придорожных проституток, работающих с ‘дальнобойщиками’. Дело в том, что, определяя по номерному знаку регион, откуда прибыл ‘дальнобойщик’, проститутка может прогнозировать объем его кошелька и, значит, своей оплаты (например, Самара — регион богатый, а Алтай — бедный, поэтому лучше на клиента из Алтайского региона время не тратить).
Сказанное, конечно, не означает, что электорат Солуянова, ставшего на днях депутатом городской Думы от Набережного округа, — это исключительно владельцы автомобилей и проститутки. Последние вообще не голосуют
наверх

Надежный как трамвай

В оформлении персонального выборного календарика обычно используется портрет кандидата. Очень часто кандидатов изображают с детьми (лучше, если собственными), это делает их ближе к обычным добропорядочным гражданам. На последних выборах в городскую Думу этот вариант предпочли кандидат Дмитрий Плехов и лидер ижевских правых Виталий Скрынник (изображен с внучкой). Правда, на календарике Скрынника не совсем удачна подпись: ‘Пусть наши дети будут счастливы!’. Слова ‘НАШИ дети’ могут быть истолкованы людьми двояко. Впрочем, бывают гораздо более неудачные варианты слогана. Например, в Пермской области был выпущен календарик с такими словами: ‘Власть должна жить одной жизнью с народом’. А ниже подпись: Виктор ПОХМЕЛКИН. Причем вид у самого Похмелкина на фотографии такой, как будто он ночь не спал.
Почти гениальным следует признать слоган на одном из календариков Павла Вершинина, изданном во время выборов президента Удмуртии. Под фотографией монумента ‘Удмуртия’ помещен призыв: ‘Выбирай наверняка — голосуй за земляка!’. Кроме того, что рифмованный призыв хорошо запоминается, этот слоган еще и великолепно позиционировал Павла Николаевича в политическом пространстве. С одной стороны, он призывал всех коренных жителей (русских, удмуртов, татар и т.д.) сплотиться вокруг уроженца родникового края Вершинина против ‘чужаков’ — выходца из Брянской области Волкова и совсем уж недавнего жителя Украины Николая Ганзы. С другой — удмуртское население, особенно в сельских районах, склонно было трактовать эту мысль гораздо более конкретно и национально.

В качестве забавного примера календарика, авторы которого отказались от использования в оформлении кандидатского портрета, можно привести сюжет еще одного из Пермской области. Заснеженная безлюдная полянка с елочками в зимнем лесу. На этом фоне слова: ‘Сергей Климов — служить делу!’. Лучше бы они написали там: ‘Найди кандидата’.
Бесспорным хитом среди календариков, выпущенных под нынешние выборы в городскую Думу Ижевска, является ярко-желто-красный календарик начальника трамвайного депо Игоря Гликмана с емкой характеристикой: ‘Надежный как трамвай. С ним по пути!’. Календарик очень симпатичный как с точки зрения дизайнерской работы, так и с точки зрения наличия у кандидата чувства юмора. Но, во-первых, не все надежное — престижно. Вряд ли избирателю приятно ассоциировать свое будущее с давкой в общественном транспорте. Во-вторых, в последние годы надежность трамвайного сообщения в Ижевске явно заставляет желать лучшего. В содержательном плане эту работу можно сравнить разве что с выпущенным несколько лет назад календариком директора Летнего сада. Слоган под фотографией чертова колеса гласил: ‘Вперед — в будущее!’. Однако вращающееся вокруг своей оси колесо способно вызывать ассоциации скорее с бегом по кругу, чем с движением вперед.
наверх

Карикатуры

Предвыборные календарики могут представлять собой также антирекламу политического противника. Широкое хождение на парламентских выборах 1999 года имело произведение ‘Союз правых сил. Средство от паразитов номер 23 (23 — номер партии в избирательных списках. — А.К.)’. ‘Паразиты’ здесь были изображены с головой Зюганова, а СПС в виде баллончика дихлофоса.

На выборах мэра Ижевска противниками ГФИ Сергея Чикурова был выпущен календарик ‘Не дадим обанкротить город!’, почти копирующий известный плакат периода Великой Отечественной войны. Здесь откровенно использовалось известное портретное сходство главного федерального инспектора с одним из лидеров времен Второй мировой войны.
Когда редактор ‘Золотой провинции’ Андрес Вальме в 1997 году пытался выдвинуться в мэры Ижевска, он выпустил календарик, где его голова была смонтирована с телом микеланджелов-ского Давида. Юмор, в частности, заключался в том, что благодаря известной истории вокруг публикации в ‘Золотой провинции’ — принесшей Вальме скандальную славу — взгляд по привычке уже воспринимал голову на теле Давида не как голову Андреса, а как голову председателя Госсовета Волкова.

наверх

Последний писк

Из двух десятков календариков, выпущенных в период нынешней избирательной компании в городскую Думу, три принадлежат даме бальзаковского возраста Ольге Сергеенковой (генеральный директор страховой компании ‘Удмуртэнергогарант’). В этих работах явно прослеживается стремление соблазнить избирателей женским очарованием Ольги Григорьевны. Впрочем, выборы она проиграла. Зато блок из трех календариков (на 2002-2004 гг.) явно помог победить Владимиру Забильскому. Сюжет каждого из них прост: ‘Забильский и Шойгу’, ‘Забильский и Гуров’, ‘Забильский и Карелин’. Короче, сплошное ‘Единство’ времен расцвета..
.
Таким образом, если булыжник традиционно считается оружием пролетариата, то политические календарики следует признать оружием в борьбе за электорат. И еще: когда-нибудь по ним будут изучать политическую историю.

наверх

Эротические календарики, как оружие против повстанцев

Колумбийские вооруженные силы разработали новейшее оружие для борьбы с повстанцами левого толка. Это карманный календарик с изображениями полуголых женщин, призывающих мятежников дезертировать.

Тысячи календарей были распространены в двух регионах, которые контролируют повстанцы. Власти таким образом надеются донести до боевиков информацию о правительственной программе демобилизации, которая помогает дезертирам вернуться к гражданской жизни.

По данным военных, около тысячи повстанцев покинули отряды, вдохновленные специальными радиопрограммами и традиционной пропагандой — листовками, разбрасываемыми с вертолетов в районах боев.

Борцы за мир осудили издание календарей, сказав, что женщина на них выступает как военный трофей.

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*