Коллекционер времени

Знаете, что меня удивило? Заголовок к этому материалу я придумала сразу же после встречи с Адольфом Иосифовичем Лисом, который около 30 лет коллекционирует карманные календарики, а уже в процессе подготовки к написанию нечаянно выяснила, как «по науке» называются календаристы, — филотаймисты! То есть, если попытаться перевести дословно с греческого (phileo — люблю) и одновременно с английского (time — время), получается именно то, что и вынесено в заголовок.

Мой собеседник предполагает, что тяга к собирательству в нем обнаружилась с детства, «прошел» спичечные этикетки, очень долго и всерьез, почти до окончания школы коллекционировал открытки. А потом, уже после службы на флоте, как-то обратил внимание на карманные календарики. И, хотя в первое время это занятие не носило системного характера, новый «объект» привлек именно тем, что по размерам являлся чем-то средним между почтовой маркой и открыткой: больше первой, но меньше второй — не менее интересно, но удобнее в «обращении».

На мой вопрос о количестве «единиц» в его коллекции Адольф Иосифович уклончиво отвечает: «Давайте не будем конкретизировать. Ну, скажем, больше 10 тысяч». Не будем так не будем, в итоге суть не в этом. А тематика коллекции А.Лиса — самая разнообразная.

Это сейчас календарики в большинстве своем служат рекламным целям, а где-то в 60-е годы, когда в стране начался «календарный бум», у нас это был маленький идеологический плакат, выполненный как бы в ненавязчивой форме. Нельзя, конечно, считать, что это было идеологическое оружие в голом виде, но определенную нагрузку этого толка календарик нес.

Есть в коллекции очень интересные серии, выпущенные в Прибалтике местными пароходствами, — целая история судостроения в картинках. Незабываемое впечатление оставляют репродукции картин, как, впрочем, и все, что касается темы «Искусство». А целый альбом отведен прессе. Оказывается, почти все периодические издания бывшего Союза выпускали свои рекламные календарики. С большим удовлетворением обнаруживаю, что наши «туризмоотдыховские» календари заняли достойное место в коллекции, и Адольф Иосифович уже подготовил их к отправке своим уже, увы, немногочисленным адресатам. (Особенно высоко оценен специалистом тот, который «Ну, за «Туризм и отдых»!»).

Буквально через десять минут я поняла, что, пожалуй, не только отведенных мною для визита двух часов — недели не хватит, чтобы все это богатство рассмотреть, а тем более выслушать интереснейшие пояснения хозяина к каждой экспозиции. Я не оговорилась — именно экспозиции; чтобы воссоздать для меня полную картину своего увлечения «изнутри», Адольф Иосифович выбрал наиболее доходчивый путь — знакомил именно с мини-экспозициями, которые и в самом деле побывали на различных выставках. Честное слово, рассматривая альбомы, читая пояснительные надписи к календарикам, я так и не смогла определить, который бы я отнесла в разряд наиболее интересных.

По-своему знаменательна для коллекционера и весьма насыщенна по содержанию подборка, побывавшая в свое время на ВДНХ, где в рамках III Всесоюзного фестиваля народного творчества проходила выставка «Коллекционер-90». Когда пришло предложение об участии в выставке, Адольф Иосифович решил подготовить типично национальную экспозицию и темой избрал жизнь и деятельность Франциска Скорины, тем более, что и год был скорининский, юбилейный. Органичным приложением к основной теме стали календарики под общей «шапкой» «На родине Франциска Скорины их произведения издают. Читают», представляющие огромный «литературный» пласт — авторы и их книги. Закономерно, что диплом «За активное участие в подготовке и проведении выставки» завершает альбом.

Лично меня просто потрясла тоже выставочная, только рангом пониже — на заводе, экспозиция с календариками, посвященными искусству икебаны. Не буду уж останавливаться на изобразительной стороне, так сказать, предмета — это и так понятно. Но рядом же с каждой календарной миниатюрой — описание: история, символика, принципы и стили построения букета! Наверно, именно в этот момент я особенно отчетливо поняла, что коллекционирование — это не просто собирательство по принципу «у кого больше да лучше, да «раритетнее», а систематическое расширение собственного кругозора по разным отраслям знаний и приобщение к этим знаниям других. Так, экспозиция по истории Военно-Морского Флота в календариках тоже выставлялась на заводе, там же, а еще в районной библиотеке побывала и «30 лет полету Гагарина».

В прошлом году тему «Родные города» пополнили календари, которыми очень дорожит коллекционер, думаю, вовсе небезосновательно предполагающий, что со временем они станут уникальными и бесценными, — это 5 миниатюр серии «Мой город», изданной страховой компаний «Бролли», запечатлевших Минск 50-х годов: строительство Сталинского проспекта, ГУМа, площади Якуба Коласа… Их уже сейчас можно считать достоянием истории и соглашаться с обладателем будущего раритета: конечно же, они несут куда большую смысловую нагрузку, чем, скажем, обезьяна с «Плейбоем» (хотя и такая продукция по-своему ценна). Если, конечно, не вспоминать о том, что, например, к 50-летию Победы в свое время был выпущен только один (!) календарик, и то не массово, а каким-то уральским заводом. Год 2000-й — это еще и год 55-летия Победы, но пока ни Адольф Иосифович, ни его коллеги по увлечению из других городов памятных календариков не получили. Впрочем, что значит «пока»? Год-то уже почти месяц отмахал. Кто ж календари в начале года выпускает? Охотно понимаю и разделяю горечь коллекционера именно с человеческой точки зрения, как и его сетование на нулевую реакцию со всех сторон по поводу помещенного им в газете призыва-объявления: ищу спонсора для выпуска карманного календаря к юбилею А.С.Пушкина. Вот чудак! — в лучшем случае подумал кто-то. Может, и чудак, но сохранить вехи истории для самой истории — что может быть благороднее?

Идеи моего собеседника явно выходят за рамки личной коллекции, они как-то направлены из нее, наружу, на общую пользу. К примеру, он готов оформить к юбилею Победы расширенную экспозицию, которая, на мой взгляд, замечательно вписалась бы в Доме офицеров, в Доме ветерана или даже в Музее Великой Отечественной. А еще А.И.Лис, демонстрируя подборку рекламных календариков, оформленных в виде каталога, турфирм «Сакуб Холидей» и «Солвекс», высказал, на мой взгляд, интересное пожелание: он мог бы оформить подобные мини-выставки и поместить их в офисах фирм: «Ведь сколько людей получат возможность познакомиться таким неординарным способом с интересующей их информацией. Мне кажется, в таком большом деле следует использовать любую форму пропаганды…»

А если еще об идеях, то Адольф Иосифович озабочен нынче возрождением «календарного» клуба и, пользуясь случаем, обращается ко всем коллекционерам карманных календарей Минска и области вновь создать свой клуб, как это было прежде, и готов стать «оргкомитетом». Если кто-то заинтересуется этим предложением, то телефон коллекционера есть в редакции.

…В тот день я узнала, что календарики у коллекционеров различаются еще и по технологии изготовления и таким образом подразделяются на несколько групп: простая бумага, бумага с пленкой, глянцевый картон, ламинированные, объемные, фольгированные. Последние самые ценные. Узнала и о том, что нынче хлеб коллекционера очень нелегок, особенно, если живешь на пенсию. Адольф Иосифович улыбается:

— Живу по принципу «волка (Лиса) ноги кормят». Узнал, кто издал календарик, отправляюсь в эту фирму, прошу и для заочных друзей — у меня их из прежней массы осталось лишь восемь. Связи и в этом нарушились. Зато очень обогащают новые встречи. Узнаю характеры людей по тому, как встречают, как реагируют на просьбу, как расстаются с продукцией. Пополняю таким образом свой опыт общения с людьми. Бывают, конечно, и неприятные моменты, но больше — интересных встреч.

Правда, есть в этом тоже что-то от коллекционирования? Может, тяга к познанию?

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*