Из истории карманных календарей царской России

KАЛЕНДАРЬ — одно из самых старых изобретений человека. Нужда в нем появилась еще на заре нашей цивилизации, как только человек начал планировать свою жизнь наперед. Среди памятников доисторических эпох календари занимают одно из первых мест, в том числе и у нас, в России.

Первые же печатные календари начал выпускать один из сподвижников Петра, легендарный ученый Брюс, которого считали колдуном. В своей Сухаревой башне он подготовил к изданию ряд календарей, которые, в сущности, были астрологическими. Позднее царским указом монопольное право на выпуск календарей было отдано Российской академии наук. С тех пор и до конца XIX века календари в России подготавливались и выпускались только академией.

В календарях того времени можно было найти любую информацию: и когда заходит солнце или восходит луна, и когда и как сеять овес или сажать картошку, информацию о праздниках и святых и многое, многое другое. При таком количестве информации объем их был соответствующий, карманными их никак нельзя было называть. Но и цена на них была немалая.

Только в 1885 г., наконец, право на выпуск календарей получили земства. Дата эта, между прочим, не случайная. Возникновение карманных календарей в любой стране прочно связано с развитием капитализма. Именно капитализм потребовал постоянных и точных временных расчетов и в производственной, и, особенно, в финансовой сферах, причем для всех слоев населения, начиная от миллионеров и кончая рабочими. Понадобились дешевые календари ежедневного пользования. В России капитализм начал бурно развиваться именно в 80-х гг. XIX века. В европейских странах этот процесс начался раньше, там карманные календари известны еще с начала XIX века.

Уже в том же 1885 г. в России начинается повсеместный выпуск дешевых календарей, в том числе и малоформатных, карманных. Но их выпускают уже на следующий год, и поэтому

1886 г. — год начала истории отечественного карманного календаря.

Карманные календари сразу по их появлении были замечены как наиболее дешевое средство рекламы и как таковые уже использовались в Европе в течение всего XIX века. В случае хорошего оформления и умело поданной информации календарь, в отличие от буклетов, имеет еще и утилитарное значение, он не выбрасывается сразу же по получении его возможным клиентом, а хранится по крайней мере в течение года, тем самым многократно увеличивая свои рекламные возможности.

Нельзя сказать, что карманных календарей совсем не было в России до 1885 г. Были рекламные карманные календари европейских фирм, которые так или иначе попадали в Россию либо через их российские филиалы, либо ввозились путешественниками, благо в те времена поездка за границу не была чем-то из ряда вон выходящим для россиян среднего класса. В свое время мне приходилось держать в руках французский календарь 1813 г. Надо думать, в нашу страну он попал с военными, возвратившимися в Россию из побежденной Франции. Но интересно отметить, что и в те годы в России умели (и любили) обходить указы и законы. В коллекции москвички М.Цуцковой хранится календарь на 1884 г., тисненный золотом на коже бумажника. Не являясь печатным изданием, формально он не попадал под указ, хотя в принципе это был карманный календарь, вполне удобный для ежедневного пользования.

Первыми (точнее, первыми известными) карманными календарями являются календарь, выпущенный как приложение к «Живописному обиходному календарю» на 1886 год типо-литографией И.Н. Кушнарева и Ко и календарь компании «П.Ван Дейка Наследники, Техническая контора и Складъ сельскохозяйственных машинъ, орудiй и искусственныхъ удобренiй въ Риге», отпечатанный типографией М.Шульца в Риге.

С этого момента в России карманные календари начинают широко использоваться как дешевая и общедоступная реклама.

В целом все карманные календари дореволюционной России можно разделить на три основные группы.

Первая группа — это календари торговой рекламы. Выпускались они красочно и со вкусом оформленными, часто применялось тиснение, в том числе сусальным золотом. Календари эти, ориентированные, в основном, на женщин, украшались цветами, ангелочками, романтичными или юмористичными картинками, в общем всем тем, что получило впоследствии эпитет «мещанское». Впрочем, они и были предназначены в основном для мещанского сословия. Были календари и с лубочными картинками, явно рассчитанные на низшие слои населения.

Здесь же и календари на французском языке, что отнюдь не обязательно означало французскую фирму, но лишь обещание того, что рекламируемый товар прямо из самой Франции, что, разумеется, было не обязательно (как, впрочем, и сейчас, прошедшее столетие изменило не так уж много в этом отношении).

Материал для карманных календарей используется самый разнообразный. Календари печатаются на бумаге и картоне, на жести, шелке и коже. Во втором десятилетии ХХ века появляются календари на алюминии, металле, который только начинал в то время входить в быт. Заказывались они тогда, как правило, в Германии.

Надо сказать, что качество полиграфии отдельных календарей того времени не превзойдено до сих пор. Тисненые, красочные, вырезанные по рисунку, иногда даже с золотым обрезом, смотрятся они великолепно. Некоторые из этих календарей заставляют предполагать, что в подготовке их выпуска участвовали известные художники. Таковы, например, календари, выпущенные по заказу товарищества «Р.Келлеръ и Ко въ Москве», превосходно выполненные в стиле «русский модерн».

Ко второй группе карманных календарей относятся календари деловые. В основном это календари страховых компаний, но сюда же входят и некоторые календари торговой рекламы, рассчитанной на мужской деловой контингент, например, календари Гвардейского экономического общества, строительных фирм и т.п. Главной в этих календарях была информация. Эту группу отличает строгая информационность, отсутствие рисунков. В календарях страховых компаний главным являлась сумма выплаченных за предыдущие годы страховых пособий. Если поставить рядом календари одной фирмы за 10-20 лет, интересно видеть, как увеличивалась эта сумма (действительная или чисто рекламная).

Отдельно стоят календари, выпущенные издательством Сытина, которые не являлись рекламными. Они, как и все, что делал Сытин, служили целям народного просвещения и содержали рисунок типа лубочного, посвященный главному юбилею предстоящего года, и максимальное (для карманного календаря) количество информации, рассчитанной на наименее образованную часть населения. Интересно, что сытинские карманные календари довольно редко встречаются в частных коллекциях и, наоборот, часты в музеях. Дело в том, что эти календари были практически обязательным предметом быта простонародья, и там, где в музее воссоздавали образ жизни семьи крестьянина или рабочего, сытинские календари присутствуют обязательно, чаще всего наклеенные на какой-либо предмет старой мебели: шкаф или сундук. Интересно также, что на календарях, выпущенных издательством Сытина, в обязательном порядке стоит твердая цена 5 коп. Но иногда, в тех случаях, когда календари печатались им для другой фирмы, цена стояла также, но уже могла быть иной, например, 10 коп.

Многое мы можем увидеть на дореволюционных карманных календарях: и Российский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., и предметы парфюмерии и косметики, костюмы и одежду тех лет.

Надо сказать, что война, так же, как и любое другое событие, широко использовалась в торговой рекламе. Интересно отметить при этом, как менялось со временем отношение к войне, отразившееся и на календарях. Так, календарь на 1915 год, выпущенный в конце 1914 г. по заказу товарищества мануфактуры «Эмиль Циндель въ Москве», представляет нам трех сытых и веселых обнимающихся солдат трех союзных армий, аллегорически знаменующих собой Антанту. На календаре, выпущенном по заказу Петроградского товарищества «Треугольник» на 1916 г., изображен уже отнюдь не веселый, а уставший русский солдат, а на 1917 г. тот же «Треугольник» выпускает календарь с тем же, но уже озлобленным и до предела уставшим солдатом на фоне горящих хат. Именно он, разуверившийся и злой, в грядущем году поддержит сперва Февральскую революцию, а осенью большевиков. Хорошие художники, хотели они того или нет, очень точно подмечали тенденцию.

В конце 1916 г. петроградское издательство «Отто Кирхнеръ» выпускает календарь на 1917 г. Он абсолютно не информационен. Без рисунков и рекламы. Только лишь перечень праздников и неприсутственных дней. Осенью 1917 г. это же издательство выпускает абсолютно аналогичный календарь на 1918-й. Совершенно одинаковые календари. Но стоит поставить их рядом, видишь: между ними — эпоха. Праздников меньше, и совпадают лишь церковные. Исчезли все праздники, связанные с царской семьей. Добавлены новые. Однако к 1 января 1918 г., когда второй календарь должен был начать выполнять свои практические функции, он уже снова успел устареть. К власти пришли большевики. Началась другая история. И другие календари.

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*