Can not write file
Санкт-Петербург на карманных календарях   >   Карманные календари   >   Рисунки   >   Из истории карманных календарей царской России
Из истории карманных календарей царской России
Санкт-Петербург - Рисунки
08.11.2011 23:49

KАЛЕНДАРЬ - одно из самых старых изобретений человека. Нужда в нем появилась еще на заре нашей цивилизации, как только человек начал планировать свою жизнь наперед. Среди памятников доисторических эпох календари занимают одно из первых мест, в том числе и у нас, в России.

Первые же печатные календари начал выпускать один из сподвижников Петра, легендарный ученый Брюс, которого считали колдуном. В своей Сухаревой башне он подготовил к изданию ряд календарей, которые, в сущности, были астрологическими. Позднее царским указом монопольное право на выпуск календарей было отдано Российской академии наук. С тех пор и до конца XIX века календари в России подготавливались и выпускались только академией.



В календарях того времени можно было найти любую информацию: и когда заходит солнце или восходит луна, и когда и как сеять овес или сажать картошку, информацию о праздниках и святых и многое, многое другое. При таком количестве информации объем их был соответствующий, карманными их никак нельзя было называть. Но и цена на них была немалая.

Только в 1885 г., наконец, право на выпуск календарей получили земства. Дата эта, между прочим, не случайная. Возникновение карманных календарей в любой стране прочно связано с развитием капитализма. Именно капитализм потребовал постоянных и точных временных расчетов и в производственной, и, особенно, в финансовой сферах, причем для всех слоев населения, начиная от миллионеров и кончая рабочими. Понадобились дешевые календари ежедневного пользования. В России капитализм начал бурно развиваться именно в 80-х гг. XIX века. В европейских странах этот процесс начался раньше, там карманные календари известны еще с начала XIX века.

Уже в том же 1885 г. в России начинается повсеместный выпуск дешевых календарей, в том числе и малоформатных, карманных. Но их выпускают уже на следующий год, и поэтому

1886 г. - год начала истории отечественного карманного календаря.

Карманные календари сразу по их появлении были замечены как наиболее дешевое средство рекламы и как таковые уже использовались в Европе в течение всего XIX века. В случае хорошего оформления и умело поданной информации календарь, в отличие от буклетов, имеет еще и утилитарное значение, он не выбрасывается сразу же по получении его возможным клиентом, а хранится по крайней мере в течение года, тем самым многократно увеличивая свои рекламные возможности.

Нельзя сказать, что карманных календарей совсем не было в России до 1885 г. Были рекламные карманные календари европейских фирм, которые так или иначе попадали в Россию либо через их российские филиалы, либо ввозились путешественниками, благо в те времена поездка за границу не была чем-то из ряда вон выходящим для россиян среднего класса. В свое время мне приходилось держать в руках французский календарь 1813 г. Надо думать, в нашу страну он попал с военными, возвратившимися в Россию из побежденной Франции. Но интересно отметить, что и в те годы в России умели (и любили) обходить указы и законы. В коллекции москвички М.Цуцковой хранится календарь на 1884 г., тисненный золотом на коже бумажника. Не являясь печатным изданием, формально он не попадал под указ, хотя в принципе это был карманный календарь, вполне удобный для ежедневного пользования.

Первыми (точнее, первыми известными) карманными календарями являются календарь, выпущенный как приложение к "Живописному обиходному календарю" на 1886 год типо-литографией И.Н. Кушнарева и Ко и календарь компании "П.Ван Дейка Наследники, Техническая контора и Складъ сельскохозяйственных машинъ, орудiй и искусственныхъ удобренiй въ Риге", отпечатанный типографией М.Шульца в Риге.

С этого момента в России карманные календари начинают широко использоваться как дешевая и общедоступная реклама.

В целом все карманные календари дореволюционной России можно разделить на три основные группы.

Первая группа - это календари торговой рекламы. Выпускались они красочно и со вкусом оформленными, часто применялось тиснение, в том числе сусальным золотом. Календари эти, ориентированные, в основном, на женщин, украшались цветами, ангелочками, романтичными или юмористичными картинками, в общем всем тем, что получило впоследствии эпитет "мещанское". Впрочем, они и были предназначены в основном для мещанского сословия. Были календари и с лубочными картинками, явно рассчитанные на низшие слои населения.

Здесь же и календари на французском языке, что отнюдь не обязательно означало французскую фирму, но лишь обещание того, что рекламируемый товар прямо из самой Франции, что, разумеется, было не обязательно (как, впрочем, и сейчас, прошедшее столетие изменило не так уж много в этом отношении).

Материал для карманных календарей используется самый разнообразный. Календари печатаются на бумаге и картоне, на жести, шелке и коже. Во втором десятилетии ХХ века появляются календари на алюминии, металле, который только начинал в то время входить в быт. Заказывались они тогда, как правило, в Германии.

Надо сказать, что качество полиграфии отдельных календарей того времени не превзойдено до сих пор. Тисненые, красочные, вырезанные по рисунку, иногда даже с золотым обрезом, смотрятся они великолепно. Некоторые из этих календарей заставляют предполагать, что в подготовке их выпуска участвовали известные художники. Таковы, например, календари, выпущенные по заказу товарищества "Р.Келлеръ и Ко въ Москве", превосходно выполненные в стиле "русский модерн".

Ко второй группе карманных календарей относятся календари деловые. В основном это календари страховых компаний, но сюда же входят и некоторые календари торговой рекламы, рассчитанной на мужской деловой контингент, например, календари Гвардейского экономического общества, строительных фирм и т.п. Главной в этих календарях была информация. Эту группу отличает строгая информационность, отсутствие рисунков. В календарях страховых компаний главным являлась сумма выплаченных за предыдущие годы страховых пособий. Если поставить рядом календари одной фирмы за 10-20 лет, интересно видеть, как увеличивалась эта сумма (действительная или чисто рекламная).

Отдельно стоят календари, выпущенные издательством Сытина, которые не являлись рекламными. Они, как и все, что делал Сытин, служили целям народного просвещения и содержали рисунок типа лубочного, посвященный главному юбилею предстоящего года, и максимальное (для карманного календаря) количество информации, рассчитанной на наименее образованную часть населения. Интересно, что сытинские карманные календари довольно редко встречаются в частных коллекциях и, наоборот, часты в музеях. Дело в том, что эти календари были практически обязательным предметом быта простонародья, и там, где в музее воссоздавали образ жизни семьи крестьянина или рабочего, сытинские календари присутствуют обязательно, чаще всего наклеенные на какой-либо предмет старой мебели: шкаф или сундук. Интересно также, что на календарях, выпущенных издательством Сытина, в обязательном порядке стоит твердая цена 5 коп. Но иногда, в тех случаях, когда календари печатались им для другой фирмы, цена стояла также, но уже могла быть иной, например, 10 коп.

Многое мы можем увидеть на дореволюционных карманных календарях: и Российский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., и предметы парфюмерии и косметики, костюмы и одежду тех лет.

Надо сказать, что война, так же, как и любое другое событие, широко использовалась в торговой рекламе. Интересно отметить при этом, как менялось со временем отношение к войне, отразившееся и на календарях. Так, календарь на 1915 год, выпущенный в конце 1914 г. по заказу товарищества мануфактуры "Эмиль Циндель въ Москве", представляет нам трех сытых и веселых обнимающихся солдат трех союзных армий, аллегорически знаменующих собой Антанту. На календаре, выпущенном по заказу Петроградского товарищества "Треугольник" на 1916 г., изображен уже отнюдь не веселый, а уставший русский солдат, а на 1917 г. тот же "Треугольник" выпускает календарь с тем же, но уже озлобленным и до предела уставшим солдатом на фоне горящих хат. Именно он, разуверившийся и злой, в грядущем году поддержит сперва Февральскую революцию, а осенью большевиков. Хорошие художники, хотели они того или нет, очень точно подмечали тенденцию.

В конце 1916 г. петроградское издательство "Отто Кирхнеръ" выпускает календарь на 1917 г. Он абсолютно не информационен. Без рисунков и рекламы. Только лишь перечень праздников и неприсутственных дней. Осенью 1917 г. это же издательство выпускает абсолютно аналогичный календарь на 1918-й. Совершенно одинаковые календари. Но стоит поставить их рядом, видишь: между ними - эпоха. Праздников меньше, и совпадают лишь церковные. Исчезли все праздники, связанные с царской семьей. Добавлены новые. Однако к 1 января 1918 г., когда второй календарь должен был начать выполнять свои практические функции, он уже снова успел устареть. К власти пришли большевики. Началась другая история. И другие календари.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 1615 гостей онлайн
English French German Italian Russian Swedish
Ulti Clocks content

Для клиентов



Какие вам нравятся календари
 
Ваш любимый день недели
 

Духовность
Санкт-Петербург на карманных календарях -экспозиция карманных календарей с видами Петербурга и его пригородов
Из истории карманных календарей царской России
Copyrigiht © 2009-2011