Татарские печатные календари

Календарь является одним из древнейших изобретений человечества. Он возникает везде, где появляется письменность.

История календарей — это в значительной мере история астрономии и связанных с ней наук. Но вместе с тем очевидно, что все календарные системы представляют собой социальные конвенции. Поэтому история календарей — это также и история религии, и история государственности, и история социальных отношений.

Согласно современным энциклопедическим словарям, календарь- справочное издание, содержащее последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев года, часто с указанием древних сведений и иллюстрациями.

Татары еще с древнейших времен были знакомы с системой хронологического отсчета времени. В фондах ОРРК Национальной библиотеки и Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского хранятся более десятка татарских рукописных календарей, относящихся к 18-19 вв.

С середины 19 века рукописные календари постепенно были вытеснены печатными изданиями. Составление и выпуск календарей становится одним из направлений в татарском книгоиздательском деле наряду с такими, как издание учебной, научной, художественной, сельскохозяйственной, буквареведческой и другой литературы. В целом, татарское издательское дело является самым ранним по времени возникновения, богатым по количеству и содержанию среди тюркских народов России. В то же время, несмотря на богатые традиции издательского дела, татарская печать возникла лишь в начале 20 века. Для этого имелись все необходимые предпосылки, однако колониальная политика всячески тормозила становление татарской периодической печати, о чем свидетельствовали неоднократные отказы официальных властей в открытии национальных газет и журналов. Однако передовые умы татарской интеллигенции не хотели мириться с несправедливой участью. Издание календарей становится продолжением рукописного календареведения, а также он стали выполнять некоторые функции периодической печати. Календари становятся источником информации для татарского народа.

Издание татарских календарей начинается с 1841 года. Автором первого издания являлся Р. Амирханов, оно вышло в свет под названием «гуррелэк», т. е. календарь. Впервые этот факт был обнародован в статье академика А. Г. Каримуллина в 1961 году. Статья представляет собой краткий обзор календарного дела у татар до октября 1917 года, естественно, она полностью не отражает состояния дел в данной области. Однако, несмотря на давно известные факты, в некоторых современных энциклопедических изданиях приводятся ошибочные сведения о первом татарском печатном календаре. Такое обстоятельство говорит о недостаточной исследованности данной области исторической науки. Изучение генезиса и развития календарного дела у татар не имеет научной основы. Стоит справедливо заметить, что хронологическая система, используемая татарами в течение нескольких столетий, нашла свое подробнейшее освещение в некоторых работах. Например, В. М. Беркутова, Г. Давлетшина, М. Ахметзянова. Л. Замалетдинова.

Данная статья является обзором татарских печатных арабографических календарей, хранящихся в фондах ОРРК Национальной библиотеки и Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского.

Как было отмечено, началом печатания календарей является 1841 год. Первый печатный календарь в настоящее время хранится в фонде ОРРК Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского. На рубеже 19-20 веков издание календарей приобретает массовый характер. Одним из положительных отзывов о татарских календарях данного периода были высказывания тюрколога Н. Ф. Катанова: «Казанскими татарами отрывные календари стали издаваться лишь за последние десятилетия, прежде всего татары пользовались брошюрами, называемыми гуррелек…».

Для более детального исследования календарей рассмотрим их с точки зрения разновидностей и определим тираж.

Разновидности печатных календарей исследуются по трем параметрам: по полиграфическому исполнению, т.е. по внешней форме, по содержанию, по длительности пользования. По полиграфическому исполнению календари подразделяются на нижестоящие типы:
· настольные, в виде брошюры;
· настенные, отрывные;
· настенные, в виде плаката;
· карманные.

Исторически первые печатные календари были настольными. Это календари Р. Амирханова, К. Насыри, Ф. Халиди и др. Внешне они напоминали небольшую брошюру. Но в процессе совершенствования техники печати появляется множество других форм. Наиболее распространенным видом становятся настенные отрывные, которые составляют 1\3 часть всех печатных календарей. Первый настенный отрывной календарь был издан в 1898 году и назывался » Такъсими дивари календарь», т.е. » Раздельный настенный календарь». Составителем являлся известный татарский журналист, филолог и общественный деятель Ахмедхади Максуди (1868-1941). И в наши дни аналогичные издания пользуются большим спросом среди татарского населения. Также настенные отрывные календари издавались К. Биккуловым (1907), Х. Забировым (1908), Ф. Амирхановым (1909), Р. Ахмаровым (1910), М. Идрисовым (1910), Ш. Рахматуллиным (1914) и др. Стоит отметить, что у некоторых тюркских народов России, в частности, у башкир аналогичные издания появились лишь в 1986 году. Популярностью пользовались календари настенные в виде плаката. Это календари таких издателей, как Б. Гимранов (1907), Сарваретдин бин Мифтахетдин (1909), Ф. Халиди (1914) и др.

Постепенно широкое распространение находят и карманные календари в виде записной книжки. Это календари Г. Ниязи (1909), Ш. Шагидуллина (1910), А. Камалова (1911), З. Касыми (1914) и др. Среди карманных календарей встречается так называемый «вечный» календарь. Его составителем является филолог Г. Алпаров. Календарь, состоящий из двух частей, был издан в 1911 году в уездном городе Стерлитамаке.

Календари, являясь источниками информации, старались осветить все стороны общественной жизни .Можно определить следующие группы по содержанию:
· научно-промышленные;
· литературные;
· научно-литературные;
· торговые;
· календари для массового пользования.

В основном, преобладали календари, предназначенные широкому кругу читателей, так как они предоставляли обширную информацию для различных слоев населения. Например, один из них- «Народный календарь» А. Биккулова, изданный в Казани типографией «Миллят». Так- же в широком пользовании находились календари литературного характера и научно- литературные. Потребность в печатных изданиях научно- литературного содержания была вызвана постепенным повышением общекультурного уровня народа, ростом активности населения в общественно- политической жизни страны. В качестве примера этой разновидности можно назвать календари Ф. Амирханова (1909), А. Рашидова (1911), М. Гафури (1912), Г. Шагида (1913) и др. С ростом экономических связей татарского купечества, а также с увеличением числа представителей этой социальной прослойки у татар спросом пользовались торговые календари. Они были своего рода путеводителями в экономической жизни страны. Один из них, календарь известного издателя Ш. Шагидуллина «Саудагар календаре» («Календарь торговца»). Он издавался в 1910 году на татарском и русском языках. Еще один уникальный в своем роде календарь выпустил А. Сайдашев. Это иллюстрированный научный и торгово-промышленный адрес-календарь мусульман всей России «Маглюмаат», т.е. «Сведения». По утверждению академика А.Г. Каримуллина, аналогичное издание, точнее «Торгово-промышленный календарь для мусульман России» на русском и татарском языках издавался в типографии И. Бораганского в Санкт-Петербурге.

Татарские календари могут быть систематизированы и по длительности пользования. Мы выявили несколько типов календарей, подразделяющихся по длительности пользования. Например, известный нам календарь Р. Амирханова » Горрэлэк» был рассчитан на 40 лет. Другой издатель, писатель Ф. Халиди составил календарь на 25 лет. Он был издан в 1899 году в университетской лито- типографии Казани. В 1888 году М. Салиховым был составлен календарь на 12 лет, который так и назывался «Горранама 12 сана учун» («Календарь на 12 лет»). Самыми распространенными являлись календари, рассчитанные на один год. Они составляют подавляющее большинство всех печатных календарей. К этой разновидности относятся календари К. Насыри (1870-1895), Ш. Хусаинова (1896), Ф. Халиди (1898), Ш. Шагидуллина (1907), Ф. Амирханова (1909) и другие. Помимо календарей- ежегодников издавались и ежемесячные. Таких календарей выявлено немного всего три. Первый составлен Г. Муминовым на 1908 год, называется «1327 санаи хиджрия учун айлык календарь», т.е. «месячный календарь на 1327 год по хиджре». Второй — «Айлык дивари календарь 1914 елга» («Месячный настенный календарь на 1914 год») составлен З. Ильясовым. В одной из газет содержалась информация о месячном календаре Б. Максудова за 1915 год. В фонде библиотеки был обнаружен единственный еженедельный календарь. Настенный календарь на 1908 год был составлен в издательстве С. И. Строганова в Москве и издан в типографии Бр. Каримовых в Казани. И, наконец, последняя разновидность- это «вечные» календари. В нашем распоряжении их несколько. Первый «вечный» календарь был издан в 1895 году М. Агиевым в Москве и назывался «Горраи даими» («Вечный календарь»). В Казани также выходит в свет вечный календарь на 1903 году. «Вечный календарь» Ш. Халиди включает в себя материалы следующего характера: праздники, ярмарки, адреса почтово-телеграфных учреждений и др. Он издавался в 1908 году в Казани типографии Бр. Каримовых. Своеобразный «вечный календарь» из двух частей составил и опубликовал Г. Алпаров в 1911 году в городе Стерлитамаке в типографии «Нур». Этот календарь, как было отмечено выше, не только вечный, но и карманный вечный.

Итак, в исследуемый период были распространены следующие разновидности календарей, по длительности пользования:
· вечные;
· на 40 лет;
· на 25 лет;
· на 12 лет;
· ежегодники;
· на один месяц;
· на одну неделю.

В основном татарские календари были изданы в Казани, в центре татарского книгопечатания. Известно, что в начале 20 века в г. Казани функционировали 15 типографии. К 1905г. их стало 21 в 1910г. — 26, к началу 1916г. — 24. В большинстве случаев календари издавались в типографиях университета (38), и Бр. Каримовых (25). Далее следуют типографии, опубликовавшие меньшее количество календарных изданий, такие, как «Миллят» (11), «Умид» (8), «Урнэк» (3) и др. Также стоит отметить вклад русских частных типографий в развитие календарного дела у татар. Они издавались в типографиях И. Харитонова (15),В. Еремеева и А. Шашабрина (15), Вячеслава (3), Н. Чижовой (2), М. Чирковой (1).

Второе место по выпуску татарских календарей занимает г. Оренбург. Здесь в типографии Бреслина выпущены первые три издания календаря «Заман». Одной из крупнейших является типография Ф. Каримова, впоследствии «т-во Каримов, Хусаинов и К.», далее просто «Хусаинов и К.». В основном календари издавались в данной типографии (8).

В 1908 году типография «т-ва Каримов, Хусаинов и К» открывает в г. Уфе свое отделение, «Шарык матбагасы» («Восточная печать»), в которой были напечатаны два татарских календаря.

Из известных нам печатных изданий два экземпляра выходят в свет в северной столице России Санкт-Петербурге. В самом начале 20 века в Петербурге выпуском книг арабским шрифтом занималась типография «И. Бораганского и К.», открытая еще в 1894 году. В этой типографии издавался настенный «Торгово-промышленный календарь мусульман России» на татарском и русском языках. Другая восточная типография в Санкт- Петербурге открывается в 1906г., она известна по названию газеты «Ульфат», издававшейся в ней. Типография была открыта публицистом и общественным деятелем Габдрашидом Ибрагимовым. Он является составителем календаря «Кчек сальнама Ульфат1907 елга» («Маленький календарь Ульфат на 1907 год»). Следующий календарь, изданный в этой типографии с аналогичным названием, принадлежит перу некоего Каримова.

Среди выявленных изданий имеется два календаря, увидевших свет в г. Астрахани. Они принадлежат к числу изданий типографии «А. Умеров и К.». Автором карманного календаря на 1910 год является Габдрахман Ниязи. Он издает такой же календарь и на 1911год. Другой печатный календарь под названием «Куен дэфтэре» («Дневник») был составлен А. Камаловым.

Как видите, география распространения календарей довольно широка, она охватывает крупные города России: Москва, Санкт- Петербург, Казань, Уфа, Оренбург, Стерлитамак. Причина широкого распространения календарей — растущий спрос татарского населения на печатное слово в начала века.

Из года в год количество издаваемых календарей меняется. Это объясняется политическим и экономическим состоянием страны в целом. С момента издания первого календаря прослеживается тенденция к увеличению количества, следовательно, общего тиража изданных календарей. К сожалению, пока не имеются сведения о тираже первого календаря. Начиная с 1842 года по 1854, далее с1856 по 1869 годы на данном этапе печатные календари не обнаружены. С 1870 по 1895 годы выходит в свет один из популярнейших календарей своего времени. Его составитель татарский ученый, просветитель К. Насыри. К сожалению, так же нет тиражных сведений. Однако есть заметка тюрколога Н. Ф. Катанова в журнале «Деятель», в которой отмечен тираж календаря за 1897год. Он составлял 1200 экземпляров. Был выявлен календарь на 1855 год с оригинальным названием «Ошбу горранамэдэ Русиядэ булган ярминкалар беленер» («Календарь с указанием Российских ярмарок»). Автор неизвестен. В 1886 году в типографии Казанского университета издается календарь тиражом в 5000 экземпляров. В этом же году в типографии Чирковой вышел в свет еще один календарь, тираж которого составляет 9600 экземпляров. Продолжим обзор количества и тиража печатных календарей. За 1888 год помимо календаря К. Насыри был издан календарь на средства М. Салихова. В последующий год в типографии Вячеслава публикуется календарь в 2400 экземпляров. В 1890-1892 годах выходят в свет календари Ш. Рахматуллина по 1500 и 1000 экземпляров (тираж за 1892 г. не установлен). Первый «вечный календарь» был составлен и издан в 1895 году в Москве. В 1896 году был составлен отрывной календарь на средства Ш. Хусаинова в типографии Казанского университета, тираж календаря 1200 экземпляров. В 1898 году известный татарский писатель и издатель Ф. Халиди выпускает календарь тиражом в 3600 экземпляров. Год спустя автор издает календарь на 25 лет, тираж пока не установлен. С 1900 года выходит в свет календарь Ш.Шагидуллина «Заман». Он издается 17 лет. Начиная с 1903 года, увеличивается число различных календарей. Всего за год выпускается 10 изданий с общим тиражом в 64700 экз. В 1905 году был составлен и напечатан настенный литературный календарь Х. Зябировым. Единственный в своем роде «Календарь мусульман» издан женщиной по имени Марьям Мухитдинова. Календарь публикуется в издательстве «Баянелхак».

Первая русская революция предоставляет свободу действий в национальном издательском деле. С 1907 по 1917гг. наблюдается тенденция к увеличению количественных и тиражных показателей календарных изданий. Это связано с процессами, происходящими в обществе и сознании людей. Идет рост общекультурного уровня и грамотности народа, подъем политической активности населения в целом. По нашим данным, наибольшее количество календарей издается в 1914 г., всего 18 наименований, с общим тиражом в 215800 экз. Для того, чтобы определить место календарных изданий в общем потоке татарских книг, сопоставим средний тираж календарей со средним тиражом книг, опубликованных за 1907-1917гг. Результат следующий: средний тираж календарей 11247,777, аналогичный показатель книг- 5933,706экз. Это указывает на широкую распространенность календарей.

Дальнейшее детальное исследование в данной области предоставит неоценимые факты в изучении различных вопросов, касающиеся истории татарского народа.

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*