Из истории отечественного карманного календаря

Яков Брюс, «птенец гнезда Петрова», один из первых потешных Петра I. Артиллерист, математик и астроном. Выдающийся ученый и военный деятель своего времени, с 1704 года командовал русской артиллерией и много сделал для ее развития. В Полтавскую битву артиллерия сыграла важную роль, и Петр был во многом обязан именно ему своей победой. Одновременно Брюс руководил астрономической обсерваторией, располагавшейся в Сухаревой башне, где помещалась созданная Петром «Школа навигацких и математических наук», будущая Морская академия. Здесь же он преподавал гардемаринам математику и астрономию.
Кстати, именно в Сухаревой башне и должно было бы происходить действие книги и первой серии знаменитого фильма «Гардемарины, вперед». Однако, в книге об этом сказано лишь вскользь, а в фильме и вообще забыли о такой колоритной исторической детали.

Вокруг Брюса слагались легенды. Его считали алхимиком, чернокнижником и колдуном. Его дом, впоследствии по большей части перестроенный, стоял недалеко от Сухаревой башни по Первой Мещанской (ныне проспект Мира) № 14 , где впоследствии жил и трудился один из его не менее знаменитых потомков, великий русский поэт Валерий Брюсов. Даже сейчас, спустя вот уже почти триста лет, несмотря на то, что от дома самого Брюса остался в лучшем случае подвал и половина комнаты, он имеет дурную славу. До сих пор ходят слухи, что по ночам туда является сам Брюс.
С 1706 года Я.В.Брюс ведает русским книгопечатанием. Под его наблюдением издатель В.В.Киприянов выпустил первый в России печатный календарь, который до сего времени так и носит название «Брюсов календарь» — название вполне справедливое, так как расчеты для календаря явно делал сам Брюс.
«Брюсов календарь» печатался на больших листах, размером с современный настенный календарь. По сути дела, он и был настенным. Но если вам когда-либо доведется увидеть его воочию, вы вряд ли сумеете им воспользоваться, более того, вы вообще, скорее всего, не поймете без специальных разъяснений, что перед вами именно календарь. Вы увидите сложнейшие чертежи, разобраться в которых сможет сейчас далеко не всякий специалист. Дело в том, что «Брюсов календарь» был астрологическим. Но не тем астрологическим календарем, которыми нынче забиты все киоски страны, и в которых дается перечень удачных и неудачных дней, причем разных, в зависимости от того, кто именно составлял этот календарь. Нет, это был настоящий астрологический календарь. В старину именно так и говорили говорили: расчертить астрологическое предсказание. Ведь истинная астрология зиждется на астрономических расчетах взаимного расположения планет, солнца, луны и звезд на небосводе. И вот такие расчеты в виде сложных геометрических построений и представлял собой знаменитый «Брюсов календарь».
Постепенно в России был налажен ежегодный выпуск календарей. В календарях того времени можно было найти любую информацию: и когда заходит солнце или восходит луна, и когда и как сеять овес или сажать картошку, информацию о праздниках и святых и многое, многое другое. При таком количестве информации объем их был соответствующий, Но и цена на них была немалая (по тем, разумеется, временам). Поэтому не надо удивляться, если в книгах вы встретите упоминание о том, как семья на ночь читала вслух календарь.
Фактически, календари в те времена являлись своеобразной энциклопедией и литературным альманахом одновременно. И карманными эти календари в нынешнем понимании этого слова называть было трудно.
Спор о том, когда был выпущен первый русский карманный календарь, решила кандидат исторических наук Е.В.Предеин. Изучая дневники и письма известного деятеля XVIII века Якоба Штелина она обнаружила, что в своем письме к Кириллу Разумовскому, тогдашнему Президенту Академии наук и художеств, от 18 февраля 1760 года он пишет об одобрении наследным принцем Карлом Петром Ульрихом (будущим императором Петром III) образца карманного календаря, поданного ему «в подходящий момент». Более того, Штелин в том же письме пишет: «Академия извлечет из этого некоторую прибыль. Он стоит нам 10 коп., мы продаем его за 25 коп.» Мы не знаем, что представлял из себя этот календарь и каков был его тираж (ясно, что небольшим), но очевидно одно: он был первым российским печатным карманным календарем (изданным хотя и в России но на французском языке).
Теперь в 2010 году наши коллекционеры имеют полное право отметить 250-летие первого русского карманного календаря.
Позднее царским указом монопольное право на выпуск календарей было отдано Российской Академии наук. С тех пор и до конца XIX века календари в России должны были подготавливаться и выпускаться только Академией.
Только в 1885 году, наконец, право на выпуск календарей получили Земства. Дата эта, между прочим, не случайная. Возникновение дешевых карманных календарей в любой стране прочно связано с развитием капитализма. Именно капитализм потребовал постоянных и точных временных расчетов и в производственной, и, особенно, в финансовой сферах, причем для всех слоев населения, начиная от миллионера и кончая простым рабочим. Понадобились по-настоящему дешевые календари ежедневного пользования.
В России капитализм начал бурно развиваться именно в восьмидесятых годах XIX века. В европейских странах, где этот процесс начался раньше, карманные календари известны еще с начала XIX века.
Однако, несмотря на эти указы, вопросы остаются. Московский коллекционер Марат Шиловский обнаружил и опубликовал в Бюллетене «Календарист» Московского клуба коллекционеров несколько рекламных объявлений из журнала «Нива» за 1899 год о выпуске ряда календарей на 1900 год. Среди рекламы календарей различных изданий особенно интересна следующая:
«Русский карманный календарь для всехъ на 1900 годъ (XXIV годъ) Изд. М.А.Глешки. СПБ. 1900. Ц.15 коп. St. Petersburg deutscher Familien-Kalender fur das Jahr 1900. 32-er Jahrgang. Verlag von M.Glaschky, S.-Petersburg. 1900. Preis 15 Kop.».
Более четверти века оба эти календаря, издаваемые М.А.Глешки, составлены съ обычною полнотой и, заключая въ себе все самыя необходимыя сведенiя, вполне заслуживают своего названiя «карманного календаря.». Несложные вычисления дают нам первый год издания карманного календаря на немецком языке — 1868 и на русском языке — 1876.
А как же Указы И.И.В.? Или это чисто рекламный трюк? Однако, это не так. В коллекции петербургского коллекционера Андрея Морозова обнаружился карманный календарь 1871 года. Он был отпечатан в Московской синодальной типографии (Москвичам хорошо известно это необычное по красоте здание на Никольской улице) вторым годомиздания и представляет из себя книжечку в 12 листов с кожаной обложкой. К сожалению, кожа сильно вытерлась за минувшие почти полтора века, и разобрать издателя не представляется возможным. В этом календаре даны хронология России, затмения, пасхалия и календарь на 12 страницах. Далее информация о железных дорогах, пароходствах, почте, телеграфе, ярмарках, финансово-коммерческая информация, народные приметы и предсказания, в том числе и по Брюсову календарю. На последней странице обложки пожарные знаки обеих столиц. Обозначена и цена: 5 коп. Однако, был ли его выпуск как-то согласован с Академией наук так и осталось неясным.
Теперь несколько слов о терминологии. Как мы видим, с XVIII по начало XX веков под карманным календарем подразумевалось не совсем то, что мы понимаем ныне. Тогда карманным календарем считались книжки карманного формата, в которых календарь был лишь подсобным инструментом. В основном, они предназначались для кратких записей и заметок. Фактически, это был, выражаясь современным языком, еженедельник (или ежемесячник) миниатюрного формата содержащий, кроме того, массу необходимой текущей информации от расписания поездов и пароходов до биржевой. Тот, привычный нам карманный календарь, предмет собирательства современных коллекционеров, назывался в те времена табель-календарем. В принципе, название это сохранилось, но под ним понимают, как правило, настольный (или настенный) календарь, хотя, разумеется, табель-календарь — это именно календарь, оформленный в виде единой таблицы. И лишь 1885 году в России начинается повсеместный выпуск дешевых табель-календарей, в том числе и малоформатных, карманных (по крайней мере, до 1985 года неизвестен пока ни один табель-календарь). Но их выпускают уже на следующий год, и поэтому 1986 год — год начала истории отечественного карманного табель-календаря. Карманные календари сразу по их появлению были замечены, как наиболее дешевое средство рекламы, и как таковые уже использовались в Европе в течение всего XIX века. В случае хорошего оформления и умело поданной информации календарь, в отличие от буклетов, имеет еще и утилитарное значение, он не выбрасывается сразу же по получении его возможным клиентом, а хранится, по крайней мере, в течение года, тем самым многократно увеличивая свои рекламные возможности. Нельзя сказать, что карманных календарей совсем не было в России до 1885 года. Были рекламные карманные календари европейских фирм, которые так или иначе попадали в Россию либо через их российские филиалы, либо ввозились путешественниками, благо в те времена поездка за границу не была чем-то из ряда вон выходящим для россиян среднего класса. В свое время мне приходилось держать в руках французский календарь 1813 года. Надо думать, в нашу страну он попал с военными, возвратившимися в Россию из побежденной Франции. Но интересно отметить, что и в те годы в России умели (и любили) обходить указы и законы. В коллекции москвички М.И.Цуцковой хранится календарь на 1884 г., тисненый золотом на коже бумажника. Не являясь печатным изданием, формально он не попадал под указ, хотя, в принципе, это был карманный календарь, вполне удобный для ежедневного пользования. был карманный календарь, вполне удобный для ежедневного пользования.

Первыми (точнее, первыми известными) карманными табель-календарями являются календарь, выпущенный, как приложение к «Живописному обиходному календарю» на 1886 год типо-литографией И.Н.Кушнарева и Ко и календарь компании «П.Ван Дейка Наследники, Техническая контора и Складъ сельскохозяйственныхъ машинъ, орудiй и искусственныхъ удобренiй въ Риге», отпечатанный типографией М.Шульца в Риге. С этого момента в России карманные календари начинают широко использоваться как дешевая и общедоступная реклама. В целом, все карманные календари дореволюционной России можно разделить на три основные группы. Первая группа — это календари торговой рекламы. Выпускались они красочно и со вкусом оформленными, часто применялось тиснение, в том числе сусальным золотом.

Календари эти, ориентированные, в основном, на женщин, украшались цветами, ангелочками, романтичными или юмористичными картинками, в общем, всем тем, что получило впоследствии эпитет «мещанское». Впрочем, они и были предназначены, в основном, для мещанского сословия. Были календари и с лубочными картинками, явно рассчитанные на менее образованные слои населения. Здесь же и календари на французском языке, что отнюдь не обязательно означало французскую фирму, но лишь обещание того, что рекламируемый товар прямо из самой Франции, что, разумеется было не обязательно (как, впрочем, и сейчас, прошедшее столетие изменило не так уж много в этом отношении).

Материал для карманных календарей используется самый разнообразный. Календари печатаются на бумаге и картоне, на жести, шелке и коже. Во втором десятилетии ХХ века появляются календари на алюминии, металле, который только начинал в то время входить в быт. Заказывались они тогда, как правило, в Германии. Надо сказать, что качество полиграфии отдельных календарей того времени не превзойдено до сих пор. Тисненые, красочные, вырезанные по рисунку, иногда, даже, с золотым обрезом, смотрятся они великолепно. Некоторые из этих календарей заставляют предполагать, что в подготовке их выпуска участвовали известные художники.

Таковы, например, календари, выпущенные по заказу товарищества «Р.Келлеръ и Ко въ Москве», превосходно выполненные в стиле » русский модерн». Ко второй группе карманных календарей относятся календари деловые. В основном это календари страховых компаний, но сюда же входят и некоторые календари торговой рекламы, рассчитанной на мужской деловой контингент, например, календари Гвардейского экономического общества, строительных фирм и т.п. Главной в этих календарях была информация. Эту группу отличает строгая информационность, отсутствие рисунков. В календарях страховых компаний главным являлась сумма выплаченных за предыдущие годы страховых пособий. Если поставить рядом календари одной фирмы за 10-20 лет, интересно видеть, как увеличивалась эта сумма (действительная или чисто рекламная. Отдельно стоят календари, выпущенные издательством Сытина, которые не являлись рекламными. Они, как и все, что делал Сытин, служили целям народного просвещения и содержали рисунок типа лубочного, посвященный главному юбилею предстоящего года и максимальное (для карманного календаря) количество информации, рассчитанной на наименее образованную часть населения. Интересно, что сытинские карманные календари довольно редко встречаются в частных коллекциях и, наоборот, часты в музеях. Дело в том, что эти календари были практически обязательным предметом быта простонародья, и там, где в музее воссоздавали образ жизни семьи крестьянина или рабочего, сытинские календари присутствуют обязательно, чаще всего наклеенные на какой-либо предмет старой мебели: шкаф или сундук. Интересно также, что на календарях, выпущенных издательством Сытина в обязательном порядке стоит твердая цена 5 коп.

Но иногда, в тех случаях, когда календари печатались им для другой фирмы, цена стояла также, но уже могла быть иной, например 10 коп. Многое мы можем увидеть на дореволюционных карманных календарях: и Российский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1900 г, и предметы парфюмерии и косметики, костюмы и одежду тех лет. Надо сказать, что война, также, как и любое другое событие, широко Надо сказать, что война, также, как и любое другое событие, широко использовалась в торговой рекламе. Интересно отметить при этом, как менялось со временем отношение к войне, отразившееся и на календарях. Так, календарь на 1915 год, выпущенный в конце 1914 г. по заказу товарищества мануфактуры «Эмиль Циндель въ Москве» представляет нам трех сытых и веселых обнимающихся солдат трех союзных армий, аллегорически знаменующих собой Антанту. На календаре, выпущенном по заказу Петроградского товарищества «Треугольник» на 1916 год изображен уже отнюдь не веселый, а уставший русский солдат, а на 1917 год тот же «Треугольник» выпускает календарь с тем же, но уже озлобленным и до предела уставшим солдатом на фоне горящих хат. Именно он, разуверившийся и злой, в грядущем году поддержит сперва февральскую революцию, а осенью большевиков. Хорошие художники, хотели они того, или нет, очень точно подмечали тенденцию. В конце 1916 года петроградское издательство «Отто Кирхнеръ» выпускает календарь на 1917-й год. Он абсолютно не информационен. Без рисунков и рекламы. Только лишь перечень праздников и неприсутственных дней. Осенью 1917 года это же издательство выпускает абсолютно аналогичный календарь на 1918-й. Совершенно одинаковые календари. Но стоит поставить их рядом, видишь: между ними — эпоха. Праздников меньше, и совпадают лишь церковные. Исчезли все праздники, связанные с царской семьей. Добавлены новые. Однако, к 1 января 1918 года, когда второй календарь должен был начать выполнять свои практические функции, он уже снова успел устареть. К власти пришли большевики. Началась другая история. И другие календари.

Нельзя сказать, что в первые годы Советской власти календарей не было совсем. Большие табель-календари этого времени имеются в некоторых коллекциях. Однако карманные календари первых послереволюционных лет пока не известны, скорее всего, они просто не сохранились. А может быть, они вообще практически не выпускались. Лишь с 1923 карманные календари начинают вновь активно печататься
. Необходимо отметить весьма странный факт, — карманные календари времен НЭПа совершенно неизвестны. Это очень удивительно, и объяснения этому я не нахожу. Казалось бы, что рекламные календари этого периода должны были бы существовать, и, при том, достаточно многочисленные. Возможно, со временем, эти календари и выплывут из небытия и появятся у коллекционеров, но пока, увы, никто из собирателей не может ими похвастать.
Первые карманные календари, изданные при советской власти, известны лишь на 1924 год. Но уже среди календарей 24-го года мы видим неожиданное разнообразие тематики. Тут и политическая реклама, например, серия календарей, выпущенных по заказу Деткомиссии ВЦИК с портретами членов тогдашнего Политбюро тиражом в 600000 экз. Правда, о том, что это была большая серия, можно только догадываться. Разумеется, календарей с портретом Ленина, сохранилось не так уж и мало и не только в частных коллекциях, но и в фондах, например, ГПБ им.Салтыкова-Щедрина . Не удивительно, что сохранились и календари с портретом Калинина. Странно, пожалуй, что пока неизвестны календари с портретами Сталина и Дзержинского. А вот что касается остальных… Из всего состава бывшего в те годы руководства страны портреты только этих четырех и можно было безопасно сохранить. В моей коллекции находится чудом сохранившийся экземпляр с портретом Каменева. А ведь тот, у кого он, даже если и случайно, завалялся, мог заплатить за это жизнью.
Серия Русского театрального общества на этот же год с портретами известных актеров тоже встречается редко. Конечно, хранить портрет В.Н.Давыдова или О.В.Баклановой было безопасно. Но и тираж был в 20 раз меньше.
И с этого же 1924 г. начинается печать календарей торговой рекламы. И, прежде всего, Табачного треста, выпуски которого в 20-е годы составляют чуть ли не большую часть всех выпускавшихся в России карманных календарей. Зато, мы теперь знаем, что прейскурант отечественных табачных изделий в то время был, между прочим, наверное, побогаче нынешнего.

Календарь Государственной конторы «Госметр» на 1925 год был выпущен к переходу страны на метрическую систему и содержит таблицу перевода русских мер в метрические. Сейчас уже вряд ли кто помнит, что представляли из себя такие меры, как ведро, чарка или аршин. А календарь может рассказать нам об этом из глубины своих лет.

Календари ЭТЦР (Электрический трест центрального района) на 1925 год и его же но уже под новым названием ГЭТ (Государственный электротехнический трест) на 1926 год, прекрасно исполненные, любопытны тем, как именно они отражали начальный этап развития электрификации в СССР. Интересны карманные календари Моссельпрома, к созданию которых имел отношение В.В.Маяковский. И те, и другие как-то очень точно передают дух того времени. Скорее всего дело в том, что они выполнены в стиле, который и представляется нам, как стиль именно 20-х годов. Не менее интересен и календарь Типографии Академии художеств в Ленинграде, выполненный в модном тогда стиле конструктивизма. Выпускаются первые карманные календари внешнеторговых организаций. К примеру, это серия календарей «Кавминэкспорта» на 1928 г., календарь «Международной книги» на 1929 г.

Календари первой половины 30-х кодов крайне малочисленны. Возможно, что это как-то связано с кратковременным введением в нашей стране новой календарной системы — пятидневок. Но эта история достойна отдельного рассказа. В 1936 г. в Ленинграде был выпущен по заказу
СОЮЗПРЕДСПРОСа календарь на 1937 год — первый отечественный календарь на пластмассе. Календарь этот призывал к реализации накапливающихся у организаций промышленных и товарных излишков, — вопрос, так, кстати, и оставшийся нерешенным при социализме, хотя он и неоднократно поднимался в последующие 50 лет.

Обрушившаяся на нашу страну война резко сократила выпуск календарей, как и всего другого. Календари военных лет крайне немногочисленны и, в большинстве своем, неинформативны. Конечно же, было не до календарей. Но в конце 1945 года издательством «Искусство» печатается календарь на 1946 г. — календарь Победы. Салют, флаги, гимн Советского союза. Будучи своеобразной реликвией, этот календарь — один из наиболее сохранившихся календарей 40-х годов. Он имеется практически в любой серьезной коллекции.
Тогда же, в 1945 году советские календари начинают печатать и в Германии. Интересным примером могут служить календари ОМУ НКУП (наркомат угольной промышленности) на 1946 г., отпечатанные в Берлине на разноцветном целлулоиде.

С конца 40-х и до середины 60-х карманные календари немногочисленны. Выпуски Госстраха, Сберкасс, Аэрофлота. Если к этому добавить ежегодные выпуски издательства «Искусство», то мы получим, наверное, едва ли не 80% всех выпущенных в то время календарей.

Уже начиная с конца 30-х годов художественный уровень выпускаемых карманных календарей неуклонно снижается. Сказывается и экономия на качестве бумаги и использование более дешевых способов печати. Парк производственной техники изношен и в деревообрабатывающей промышленности, и в полиграфии. Как следствие цензуры, календари делаются или ура-патриотические, или нейтральные, часто не отражающие даже темы (вдруг отразишь, да не так). К карманным календарям все реже и реже прикасается рука профессионала.

В шестидесятые годы среди разных выпусков резко выделяются техникой исполнения и, главное, вкусом, карманные календари с видами Ленинграда, выпускавшиеся ЛФОП 3 (3-я Ленинградская фабрика офсетной печати) примерно с 1961 по 1969 годы. Для этих выпусков были использованы графические рисунки различных, в том числе и весьма известных, художников, таких, как, например, Остроумова-Лебедева. Выпущено их была за десятилетие около 200 видов и цветовых вариантов не считая новоделов. До сих пор эти календари, называемые среди коллекционеров «Ленинградская графика», являются мечтой и гордостью любого собирателя. И, кстати, до сих пор эти календари были единственными, для которых изготавливались новоделы специально для коллекционеров, столь велик был спрос на них.

Со второй половины 60-х в стране начинается резкий рост международных торговых связей, и, соответственно, возрастает спрос на рекламные календари. И сразу же выявляется отсталость нашей полиграфии. Заказы на карманные календари внешнеторговых организаций размещаются за границей. Сперва это ГДР и Венгрия, потом Финляндия. Позднее Австрия, Швейцария, Италия и Япония. Появляются календари, выполненные на качественно ином полиграфическом уровне, хотя содержание их, как и раньше, оставляет желать лучшего. Более того, рекламные календари часто не выполняют своей основной обязанности — не рекламируют даже заказавшую их фирму. Тем не менее, с конца 60-х мы знакомимся со стереоскопическими (объемными) и вариоскопическими (с меняющимся в зависимости от угла зрения рисунком) календарями. В начале 80-х появляется «дюфекс» (лазерная техника на фольге).

Тогда же, в конце 60-х руководителям страны приходит, наконец, в голову, что карманные календари можно использовать в качестве дешевой рекламы «социалистического образа жизни». Начинается массовый выпуск видовых календарей грандиозными тиражами. Издательства, и в первую очередь, издательство ЦК КПСС «Плакат» выпускает их многомиллионными тиражами, причем в большинстве своем в очень слабом оформлении. Особенно поражают бедностью мысли и техники исполнения календари с рисунками плакатного характера, выполненные группой художников, сложившейся вокруг этого издательства. Да еще при этом никто и не задумывался, что механическое издание крупного плаката в миниатюрном издании бессмысленно, ибо при этом теряется его воздействие на зрителя. Выпуск же видовых календарей также был весьма своеобразен. Отражались при этом, как правило, одни и те же виды и памятники, список которых был, по всей видимости, однажды утвержден, и расширять его особенно никто и не старался. Более того, часто из года в год использовались одни и те же слайды. Особенно этим отличался Минский полиграфический комбинат им. Якуба Коласа. Впрочем, известно, что любое хорошее дело у нас умеют и, по-моему, даже любят доводить до абсурда.

Тем не менее, в 80-е годы резко увеличивается выпуск карманных календарей. Ширится их география, растут тиражи. В стране быстро растет число коллекционеров. К 1990 году почти в каждом районном центре страны были клубы коллекционеров карманных календарей. Общее число коллекционеров в стране по самым скромным подсчетам достигало не менее ста тысяч. Календари начинают печатать специально для коллекционеров, тематика расширяется с учетом их вкусов. Среди тысяч календарей, выпускаемых в 80-е годы, появляются отечественные календари, исполненные на самом высоком полиграфическом уровне и сделанные с большим вкусом. Особенно это касается календарей, выполненных на московском полиграфическом комбинате «Восход». Но не отстают и другие. К примеру, тульский комбинат «Коммунар», позже переименованный в ИПО «Лев Толстой» в течение ряда лет выпускает великолепные видовые серии.

До 1990 г. в стране существовала цензура. Любое печатное издание, где бы и кем бы оно ни выпускалось, должно было обязательно получить разрешение цензора. Номер этого разрешения, так называемый «лит», печатался в выходных данных наряду с номером заказа. (Иногда, когда большая серия календарей проходила под одним и тем же заказом, часто именно «лит» помогает коллекционерам в систематизации своих коллекций.) Подпольный же выпуск любой печатного листочка жестоко карался. Таким образом в стране был учтен выпуск любого календарика. Данные вместе с образцами в обязательном порядке должны были поступать в Книжную палату СССР, где фиксировались и хранились. Однако, знакомство с Книжной палатой показывает, что любая печатающая организация делала все возможное, чтобы обойти эту хлопотную обязанность. В результате, в Книжной палате зафиксировано немногим более 40000 советских карманных календарей (а хранится еще меньше вследствие изъятий, разгильдяйства и воровства). Для сравнения: моя коллекция советского периода как минимум вдвое превышает фонд Книжной палаты (при этом я отнюдь не претендую на полноту коллекции).

Тем не менее, наличие такой системы контроля и ограничений дает возможность со временем составить полный каталог советских календарей. Число их вряд ли превосходило 100000.

В 1990 г. цензура на печать была отменена. И в стране начинается печатный бум. Календари выпускались где угодно, кем угодно и с любой тематикой. Особенно с обнаженной натурой. Народ буквально дорвался до запретного прежде плода. Но все подобное надоедает очень быстро. Через пару лет они постепенно перестали выпускаться, так как на них просто резко снизился спрос. Но тогда в 1990-1991 гг. подобные календари обязательно лежали в любом киоске. Из карманных календарей советского периода именно выпуски этих лет учесть и закаталогизировать труднее всего.

В декабре 1991 г. Советский Союз прекратил свое существование. Однако календари на 1992 г. заказывались в 1991 г., и, поэтому, большую часть из них можно считать календарями советского периода. В это время еще сохранялись общесоюзные связи, так, например, подавляющее число литовских календарей на 1992 г. отпечатаны в Туле, а чуть ли не половина эстонских календарей на 1992 г. выпущены были с расчетом на реализацию их на территории России. Фактически, тем не менее, календари 1990-1992 гг. уже являлись календарями переходного периода.

Начиная с 1992 г. все бывшие республики СССР стали выпускать только свои собственные календари на своих национальных языках. Советский период кончился. Изменения коснулись всего, в том числе и карманных календарей.

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*