Будущее Петербургского метро.

Этот рассказ посвящён перспективам петербургского метрополитена. Всем интересно знать, когда будут открыты новые станции метрополитена, и где они будут находиться. Многие районы города, такие как озеро Долгое, Фрунзенский район, Красносельский район и Ржевка ждут появления светлых и просторных павильонов метрополитена на своих улицах. Одни из этих районов в ближайшем будущем смогут гордиться новыми станциями метро, другим же придётся подождать. Однако, обо всём по порядку.

Естественно, главной проблемой Петербурга является ликвидация аварийного участка Кировско-Выборгской линии метрополитена между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества». Работы на размыве по проекту проходят в три этапа. Первый этап, строительство перегонных тоннелей до размыва, был закончен в 2001 году. 28 ноября 2003 года произошло соединение этих тоннелей с тоннелями усиленной конструкции, проложенными итальянским щитом в ходе второго этапа в зоне размыва. Третий этап — это подготовка тоннелей к пассажирской эксплуатации, то есть прокладка силовых кабелей, различных коммуникаций и т.п., укладка и бетонирование рельсошпальной решётки. На его проведение метростроевцы собираются выделить примерно шесть месяцев. Одновременно с осуществлением третьего этапа будет производиться демонтаж проходческого щита, выполнившего свою трудную задачу. Поэтому услышать из громкоговорителей: «Станция «Лесная». Следующая станция — «Площадь Мужества»» пассажиры петербургского метрополитена смогут не раньше, чем летом 2004 года. На данный момент известно, что пробный пуск поезда по новым тоннелям намечается организовать в День города, 27 мая 2004 года, а регулярную эксплуатацию тоннелей планируется начать в конце июня. Кстати, в это же время на Кировско-Выборгской линии планируется пуск восьмивагонных поездов Напомню, что сейчас по этой линии курсируют метропоезда, состоящие из семи вагонов.

Второй по важности подземный «долгострой» — станция метро «Комендантский проспект», вестибюль которой будет располагаться в подземном переходе под Комендантской площадью. Открытия этого метровокзала уже долго ожидают жители одного из самых развивающихся в данный момент районов города — озера Долгое. «Комендантский проспект» будет колонной станцией, оформленной на авиационную тему. Связано это с тем, что станция находится в жилом массиве, построенном на месте Комендантского аэродрома, закрытого в послевоенные годы. Также «Комендантский проспект» будет выделяться среди других станций петербургского метрополитена эскалаторами нового типа. Главное отличие новых эскалаторов от их «собратьев» — большая высота подъёма. Необходимость в глубоком залегании станции связана с тем, что в этом районе даёт себя знать подземная река, печально известная как причина размыва на Кировско-Выборгской линии. Открытие «Комендантского проспекта» планируется в 2004 или, в худшем случае, в 2005 году.

Схема развития метрополитена в Санкт-Петербурге. Автор — Михаил Крайнов.

Следующий этап развития петербургского метрополитена — открытие первой очереди нового, Фрунзенского радиуса. Это событие преподнесёт небольшой сюрприз для пассажиров подземки. Дело в том, что при открытии Фрунзенского радиуса станции Правобережной линии от «Садовой» до «Комендантского проспекта» (так называемый Приморский радиус) должны отойти к новой Фрунзенско-Приморской линии, а новая станция «Спасская» (пересадка на «Сенную площадь» и «Садовую») будет принадлежать Правобережной линии. Оборот поездов будет происходить или сразу за «Спасской», или ближе к строящейся станции «Театральная», которую, к сожалению, вряд ли смогут построить к этому моменту. Таким образом, четвёртая по счёту линия петербургского метрополитена получит неофициальное наименование Лахтинско-Правобережной.

Причина такого «обмена» станциями проста. Станции Приморского радиуса ещё в проекте были закреплены за пятой линией, но их открытие оказалось более необходимым, нежели пуск линии в Лахту. Так как строительство электродепо ни на одном из этих радиусов в ближайшее время не планировалось, то их решили временно объединить — ведь одна линия без депо лучше, чем два независимых радиуса, также депо не имеющих. Сыграл и экономический фактор — строительство станции «Спасская» с дополнительными тупиками и межлинейными переходами откладывалось на некоторое время. Оставить всё, как есть, невозможно из-за того, что станции «Спасская» и «Садовая» построены именно с учётом новой схемы движения. Именно этим и объясняется медленное движение поездов между «Достоевской» и «Садовой» — этот перегон имеет много кривых малого радиуса и в будущем станет соединительной веткой между линиями.

Но вернёмся к новым станциям. Как уже упоминалось, станция «Спасская» станет третьей составляющей пересадочного узла под Сенной площадью и будет принимать поезда Лахтинско-Правобережной линии. В связи с большим количеством подземных коммуникаций под Сенной площадью, «Спасская» будет пилонной станцией. Последняя станция пилонного типа была открыта в Петербурге 40 лет назад, в 1963 году. Теперь же метростроителям для создания нового метровокзала приходится вспоминать опыт их предшественников. «Звенигородская» будет колонной станцией с возможностью пересадки на станцию «Пушкинская» Кировско-Выборгской линии. «Обводный канал» и «Волковская» будут обычными станциями глубокого заложения, столь характерными для Петербурга, колонной и односводчатой соответственно.

Станция «Адмиралтейская»… Это наша станция-призрак. Недостроенная колонная станция видна пассажирам метропоездов, по разным причинам уткнувшимся в стекло дверей на перегоне «Садовая» — «Спортивная». Вообще-то этот метровокзал должен был открыться в 1997 году вместе с «Чкаловской» и «Спортивной», но из-за проблем с выводом эскалаторного хода на поверхность пришлось пройти вышеупомянутый перегон транзитом без открытия станции. На данный момент предполагается, что вестибюль станции будет встроен в одно из исторических зданий на Кирпичном переулке, которое будет разрушено, а после необходимых работ для вывода эскалаторного марша на поверхность восстановлено и передано в собственность метрополитена. Теперь дело за «малым» — найти средства на строительные работы…

Что интересно, кроме описанного дома на Кирпичном переулке существовало не менее шести вариантов вывода наклонного хода «Адмиралтейской» на поверхность с учётом постройки аналогичной станции на Невско-Василеостровской линии (возможно, без второго выхода в город). Например, в виде подземного перехода на пересечении Большой Морской и Невского проспекта или в домах, расположенных недалеко от оного.

Как стало понятно из абзаца про временное объединение двух радиусов подземки, петербургскому метрополитену просто необходимо ввести в строй ещё одно электродепо. Открытое в 1999 году электродепо «Выборгское» не сможет нормально обслуживать две полноценные линии метрополитена и поэтому в ближайшем будущем планируется начать строительство метродепо «Правобережное», которое будет расположено на Правобережной линии за проектируемой станцией «Народная».

Дальнейшие перспективы строительства петербургской подземки выглядят весьма туманно. О них можно судить с помощью схем перспективного развития метрополитена, на которых нанесены не только построенные, но и строящиеся и проектируемые станции метро. Одной из данных схем и проиллюстрирована эта статья.

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*