«За публику нужно бороться отчаянно»

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга отмечает 20-летний юбилей. В последние годы он добился значительных успехов и стал одним из ведущих коллективов страны. С главным дирижером Александром ЧЕРНУШЕНКО встретился журналист Виталий ФИЛИППОВ.

– Александр Владиславович, с чего начиналась история оркестра Капеллы?

– В студенческие годы нам удалось создать оркестр в Ленинградской консерватории. Осенью 1991 года я предложил создать на базе этого коллектива симфонический оркестр Капеллы.

1 ноября, 20 лет назад, мы сыграли концерт в Большом зале Филармонии уже как оркестр Капеллы. Не имели тогда ничего – ни базы, ни финансирования. Но в те времена еще не был утерян смысл слова «энтузиазм». Первое время мы существовали без государственной поддержки. Потом решение мэра Петербурга А. А. Собчака дало оркестру официальный статус.

Впоследствии мы получили грант правительства России. Большую помощь Капелле оказывают власти Петербурга. А когда есть финансовые возможности, то на конкурс в оркестр приходит несколько другая категория музыкантов. И нам удалось выйти на качественно новый уровень.

– Можно ли сравнить нынешних молодых музыкантов с их сверстниками 1970 – 1980-х годов?

– 20 – 25 лет назад было возможно на добровольной основе создать коллектив, много концертировать, причем не гнушаясь даже шефских концертов. Нынешний студент всегда первым делом задает вопрос: «Сколько?». Сегодня есть достаточно много коллективов, которые постоянно нуждаются в музыкантах. Поэтому очень удобно бегать из одного оркестра в другой, играя «халтуру», зарабатывая, но в то же время не принадлежать никому.

Любого молодого музыканта, приходящего в оркестр, нужно обучать и заставлять обучаться. Потому что за небольшим исключением школа инструментального исполнительства находится в состоянии почти полной катастрофы. Уходит поколение педагогов, которое держало образовательную планку на высоком уровне. Притока свежих сил по некоторым оркестровым специальностям просто нет. Идет откровенное вырождение некоторых профессий. И что будет дальше, никому не известно.

Меня долгие годы изумляет, что на фоне происходящего в Консерватории разговоры идут о чем угодно, а слово «студент» употребляется все реже и реже. Мы в Капелле не пытаемся подменить собой учебное заведение. Но порой приходится начинать работу с азов, которые музыканты вообще-то должны были получить в консерватории. И каждый раз я стараюсь выбирать материал, который будет не только угоден публике, но может принести пользу и оркестру в качестве опыта и школы.

– Насколько значима для вас работа в сфере звукозаписи?

– Не хочется говорить пафосные слова, но у нас есть и эпохальные работы. Большой пласт творчества Микиса Теодоракиса записан нами не благодаря каким-то связям, а потому, что этот великий человек полюбил петербургскую Капеллу и старался сделать вместе с нами как можно больше. Много записей мы делаем для себя. Хотим запечатлеть какие-то произведения, потому что многих сочинений русских композиторов просто нет на CD. Мы постоянно включаем в репертуар русскую музыку, которая не на слуху у аудитории, и часто выясняется, что записи этих произведений существуют лишь в одном варианте и сделаны очень давно либо Евгением Мравинским, либо Евгением Светлановым, либо Дмитрием Китаенко – и все! Причем русских авторов можно легко найти в исполнении зарубежных коллективов и исполнителей. Потрясающая ситуация!

– Расскажите о юбилейных концертах оркестра.

– 1 ноября мы сыграем концерт русской музыки, которая нам удается лучше всего. В концерте участвует скрипач Сергей Догадин, лауреат Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Сергей рос вместе с оркестром Капеллы, сотрудничал с нами все эти годы. Мы помогали ему готовиться к конкурсам и, надеюсь, помогали их выигрывать. Сегодня это очень серьезный музыкант высочайшего класса, и он для нас родной.

Концерт 5 ноября, в котором прозвучит «Реквием» Верди, очень важен для нас. Нам удалось собрать достойный квартет солистов. К сожалению, такие произведения часто становятся шлягерами и играются как шлягеры, то есть с ходу. И от такого колоссального сочинения часто остаются лишь одни мотивы, мотивчики. На слух то же самое, а внутренняя суть утрачена. И когда получаешь дополнительное время на репетиции, вдруг выясняется, что ты начинаешь работу над знакомым произведением практически с нуля. Любимая фраза музыканта, который отпрашивается с репетиции: «Я все равно уже играл эту симфонию». А для меня понятия «уже играл» не существует, мы каждый раз начинаем заново.

– Каковы планы оркестра на нынешний сезон?

– Каждый наш сезон должен быть очередной ступенькой вверх. И в наши дни выживаемость коллектива зависит только от этого. Что бы мы ни играли и как бы мы ни старались, но, если публика перестанет слышать качество и перестанет слышать правду, она нас покинет. Благодаря тому что мы идем по верному пути, мы все-таки получили за эти годы постоянных слушателей. Сейчас у нас есть своя публика, но за нее нужно бороться – и бороться отчаянно.

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*