Can not write file
От трагедии к фарсу
Санкт-Петербург - Календаристика
09.11.2011 15:59

В 2010 году Мишель Уэльбек, которого французские «литературные академики» до недавнего времени в упор не замечали, стал наконец обладателем престижной Гонкуровской премии за книгу «Карта и территория». По странному стечению обстоятельств, это единственный его роман, еще не переведенный в России. Пока отечественные издатели не исправили упущение, знакомство с «Картой...» может отчасти заменить новый сборник эссе, журнальных колонок и интервью Уэльбека «Человечество, стадия 2», на днях выпущенный «Иностранкой».


Выскажу крамольную, но, полагаю, не лишенную основания мысль: собранная под одной обложкой публицистика Уэльбека, написанная в разные годы, рисует портрет личности гораздо более трагической, сложной и противоречивой, нежели герои «Платформы», «Возможности острова» или «Элементарных частиц». Самоуверенность и категоричность французского писателя, демонстративно-пренебрежительное отношение к авторитетам от Джека Лондона до Жана Поля Сартра, нарочитая прямолинейность, переходящая в прямой эпатаж, маскируют запутанность мыслей, неуверенность, потерянность. Распространенная поведенческая стратегия – хотя чаще так ведут себя подростки, испытывающие трудности с социализацией, а не успешные беллетристы, книги которых расходятся миллионными тиражами.



Уэльбек то и дело противоречит себе: последовательность, мягко говоря, не самое сильное его качество. Как и положено модному европейскому беллетристу конца XX – начала XXI столетия, он антиглобалист, противник либерализма и политкорректности, пламенный обличитель идеологии потребления и буржуазной умеренности. Но в то же время грандиозные социальные утопии минувшего века, коммунистическая и нацистская, не вызывают у него ничего кроме отвращения и желчного сарказма. Уэльбек ненавидит функциональность в дизайне и культуре всеми фибрами души, хотя его собственная проза насквозь функциональна. Вся она подчинена одной задаче: донести до читателя некий комплекс авторских идей – и плевать на эстетическую составляющую. Писатель с раздражением отзывается об «атмосфере распада и балагана, окружающей современное искусство», но сам выступает в роли одного из самых востребованных паяцев на этом бесконечном празднике жизни.

«Первое, что нужно сделать, – это решительно отвергнуть мир, какой он есть, а также признать существование понятий «добро» и «зло», – говорит Уэльбек в одном из интервью. Однако известность ему принесла слава порнографа, циника и интеллектуального провокатора, а отнюдь не моралиста. С жаром обличая в статьях пороки посттехнологического общества, все сильнее напоминающего супермаркет (это один из главных лейтмотивов его творчества), он первым подставляется под удар. Упрекая других в невежестве и незнании элементарных основ, сам Уэльбек легко позволяет себе абсурдные высказывания (вроде фразы «в научно-техническом плане двадцатый век стоит примерно на том же уровне, что и девятнадцатый»), простительные персонажу молодежного реалити-шоу, но не широко образованному европейцу.

Есть в этом некая глобальная ирония: писатель, претендующий на роль обличителя и бунтаря, становится живым – и ярким – воплощением того, против чего выступает, ньюсмейкером «глянцевой» прессы и популярной медиаперсоной. Его книги превращаются в модный аксессуар, раскрученный бренд, товар повышенного спроса, отлично идущий на экспорт – например, в Россию. Возможно, сам Уэльбек видит тут окончательное подтверждение правоты своих теорий, но это какое-то извращенное, мазохистское удовольствие. Причины между тем абсолютно банальны: невозможно всерьез бороться против системы, оставаясь ее неотъемлемой частью, пользуясь сервисами, которые она щедро предлагает. Все равно что писать петицию в защиту авторского права, используя нелицензионную программу. Трагедия предсказуемо превращается в фарс – перспектива, которая, судя по этой книге, вызывает у самого Мишеля Уэльбека беспримесный экзистенциальный ужас.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 1104 гостей онлайн
English French German Italian Russian Swedish
Ulti Clocks content

Для клиентов



Какие вам нравятся календари
 
Ваш любимый день недели
 

Духовность
Санкт-Петербург на карманных календарях -экспозиция карманных календарей с видами Петербурга и его пригородов
От трагедии к фарсу
Copyrigiht © 2009-2011