Консерватории на карнавале

Фестиваль «Международная неделя консерваторий» в одиннадцатый раз состоялся в нашем городе. Все концерты прошли при переполненных залах. То же можно сказать и о мастер-классах и открытых лекциях – в этом году Санкт-Петербургская консерватория принимала гостей из одиннадцати стран. Неудивительно, что научно-практический раздел фестиваля шел в интенсивном режиме – это и выставки, и встречи с профессорами из Франции, США, Израиля, Испании и Италии…

Последние две страны занимают особое положение в этом списке – ведь именно им был посвящен уходящий 2011 год. Под знаком испанской и итальянской культур пронесся и сам фестиваль. С ними же была связана и одна из его кульминаций – концерт в Малом зале им. А. К. Глазунова, на котором прозвучали сочинения молодых композиторов Петербурга. Его открыло безмятежно-оптимистичное Концертино для фортепиано и струнного оркестра Евгения Петрова (солист – Иван Александров). Его программное название («Итальянский карнавал») полностью себя оправдало – Италия всегда представлялась в России страной праздничного веселья, зажигательных песен и танцев. Такой ее видели М. Глинка и П. Чайковский, И. Стравинский и С. Прокофьев.

Опера Musica viva Николая Мажары (солисты – Надежда Хаджева, Иван Новоселов, Юрий Власов) показала ряд сцен из жизни Дж. Россини. Взаимоотношения композитора с импресарио и примадонной и составили основу сюжета, решенного в жанре мини-оперы – отсюда предельно лаконичный характер драматургии, почти калейдоскопичный темп действия и тщательный отбор музыкальных средств.

Балет Светланы Нестеровой «Лаура» по трагедии Гарсиа Лорки «Кровавая свадьба» – жуткая история убийства из-за ревности. Она развернулась под темпераментный аккомпанемент кастаньет, а в заключительной сцене (когда соперники убивают друг друга) еще и под экспрессивный вопль струнных в сопровождении большого барабана (весь вечер на сцене провели Камерный оркестр, солисты Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, дирижер – Алим Шахмаметьев, а также театр барочного танца и костюма «Трианон»).

Финал концерта прошел в гротескно-карнавальном тоне. Сюжет балета Антона Танонова «Похороны сардинки» (по мотивам картины Ф. Гойи) показал, к чему может привести любовь к Русалке, которую поймал молодой испанец. Под стать содержанию было и музыкальное решение – колоритные оркестровые находки сочетались с электроникой и звуками детских игрушек, жесткие и терпкие вертикали – с откровенно банальными эстрадными мотивами. Балет-фарс – так можно наиболее точно обозначить жанр этого сочинения. Особенно если вспомнить, что сюжет и картины Гойи, и звучавшего сочинения восходит к архаическим обрядам, развенчивающим и высмеивающим саму смерть.

Впрочем, и сам фестиваль в целом напоминал карнавал. Пусть он и проходил в осенней северной Венеции – искренность и задушевность непосредственного общения музыкантов позволили забыть о том, что на дворе уже наступает холодный ноябрь. И о том, что наша Консерватория переживает не лучшие времена. О них напомнил и последний концерт фестиваля – многие обратили внимание, что на вечере-закрытии не присутствовали нынешние руководители музыкального вуза. Обычно перед гала-концертом на сцену выходил ректор Консерватории – он подводил итоги и прощался с гостями. На этот раз все пришлось взять на себя постоянному директору фестиваля Лидии Волчек.

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*