В Михайловском замке Русского музея открылась выставка «Святая Русь».
На вернисаже звучала духовная музыка в исполнении Хорового театра Петербурга. Стало очевидно, что в вестибюле и на парадной лестнице замка замечательная акустика.
Надо сказать, что музейная жизнь Михайловского (более привычное название Инженерный) замка до сих пор не определилась. По большей части задействованы сохранившие декор залы первого этажа, где проходят временные выставки. В целом замок не слишком посещаем, горожане его плохо знают. Исправить положение способны только выставки-события. «Святая Русь» первая в этом ряду.
Она готовилась в Год России – Франции под покровительством первых лиц обоих государств для показа в Лувре. Это обусловило невероятный, шедевр на шедевре, состав выставки. Двадцать российских музеев, библиотек и архивов предоставили из своих собраний памятники, которые показывают редко, не говоря уже о вывозе.
В Париже экспозицию дополняли вещи из французских собраний. Бесспорный успех выставки стал поводом, чтобы показать ее в Москве и Петербурге, в Третьяковской галерее и Русском музее.
Как говорит заместитель директора Русского музея Евгения Петрова, выставка фантастическая. Несмотря на отсутствие французских экспонатов, она расширена и иначе сформирована.
Анфилада залов второго этажа замка вместила около трехсот произведений X – XVIII столетий. Это иконы, памятники археологии, шитье Строгановской школы, церковная утварь, редкие рукописные и печатные книги, берестяные грамоты. Шедевры русских мастеров, впервые представленные в едином пространстве, создают масштабную картину искусства Древней Руси от истоков до Петровской эпохи.
Выставка делится на семь разделов, рассказывающих о разных сторонах рус-ской средневековой культуры.
Все начинается с Крещения Руси. Сокровища из древних кладов и курганов говорят о связях с другими странами. Реликвии Византии и Святой Земли свидетельствуют, откуда пришло вероучение на нашу землю. Здесь же обязательный для этого раздела образ крестителя Руси князя Владимира и его сыновей Бориса и Глеба. Как считают специалисты, список прославленной иконы Богоматери Владимирской, возможно, создавался при участии Андрея Рублева.
Отдельный раздел выставки – чудотворные иконы и списки с них – свидетельства исключительного почитания Богоматери на Руси. О пантеоне рус-
ских святых дают представление редкие произведения деревянной резьбы XVI – XVII столетий. О русских монастырях и их основателях рассказывают рукописи с текстами житий, рукописные книги и золотое шитье. История отношений русской Церкви и власти от княжеского рода до правления царей Алексея Михайловича и Петра I предстает в документах, иконах, предметах прикладного искусства.
О присутствии святого в повседневной жизни православного христианина говорят сопровождавшие его от рождения до смерти нательные кресты, домашние и походные иконостасы, книги.
Завершается выставка показом предметов, входящих в убранство православного храма и участвующих в богослужении. Это иконостас, иконы, одежды, псалтыри. Из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, исполненного в 1497 году, экспонируется четырнадцать икон. В числе литургических сосудов – яшмовый потир, сделанный в 1329 году по заказу архиепископа Моисея. Совершенны по мастерству выполненные в строгановских мастерских в 1665 году торжественные одеяния митрополита Ионы Сысоевича.
В летописной истории нашего государства немало трагических страниц. Выставка позволяет увидеть торжественный образ святой Руси.