Между Станиславским и хай-теком

В понедельник на сцене Михайловского театра в семнадцатый раз вручили высшие петербургские театральные премии «Золотой софит». Стабильность – великое дело. Особенно если это касается театра, пожалуй, самого архаичного, традиционного, упорствующего в своей старомодности искусства.

Новое прививается на театре трудно, а как только привьется, сразу становится таким железобетонным, что и новым назвать язык не повернется. Об этот конфликт ежегодно спотыкаются те прекраснодушные люди, которые пытаются определить, кто лучше, кто хуже на петербургской сцене. Как сравнить талантливых дебютантов с бесспорными мастерами? На каких весах взвесить преимущества? Точного ответа не существует. Добиться единодушия от театральной братии невозможно. Отсюда субъективность в оценках, обиды, ссоры. В этом году их было, кажется, еще больше, чем обычно.

И все же результат оказался предсказуем. Бессменным лидером остался Лев Додин, его «Три сестры» и актеры его театра. Помимо Ирины Тычининой (лучшая актриса) и Александра Завьялова (лучшая роль второго плана) под сенью МДТ – Театра Европы взросли и другие лауреаты. От Леонида Алимова, отмеченного в дуэте с Владасом Багдонасом («Москва – Петушки», «Балтийский дом»), до Владимира Туманова, чьи «Дети солнца» (Театр на Васильевском) номинировались на звание лучшего спектакля большой сцены. Прочными корнями связан с МДТ и Алексей Порай-Кошиц, заслуженно названный лучшим сценографом сезона – за спектакль «Ольга. Запретный дневник» («Балтийский дом»). Косвенно замечены и молодые артисты МДТ, играющие спектакль «Олеся» в режиссуре дебютанта Николая Дрейдена («Приют Комедианта»). Недаром не только эти, но и другие лауреаты с благодарностью вспоминали альма-матер и учителей. Так что будем считать, что в наших широтах тон по-прежнему задает школа Льва Додина.

Казалось бы, что плохого? Лидеры европейского театра и у себя на малой родине – чемпионы. Однако без конкуренции мы могли бы и не оценить по достоинству этих свершений. Для меня интрига – который из трех спектаклей («Три сестры» Льва Додина, «Ромео и Джульетта» Галины Ждановой или «Дети солнца» Владимира Туманова) победит – существовала до самого финала. Будучи горячей поклонницей выстраданных и выстроенных чеховских спектаклей МДТ, я не могла не болеть и за постановку Театра на Васильевском, где Горький был счастливо сближен с Чеховым, а количество и качество актерских свершений не уступали додинскому ансамблю. Но еще больше мне хотелось видеть лауреатом молодежную версию шекспировской трагедии (Театр на Литейном). Для режиссера Галины Ждановой это всего лишь вторая работа, но зрелость и самостоятельность поколенческого высказывания заставляют думать о ней как о надежде петербургской сцены. За ее «Ромео и Джульетту» голосуют зрители, которых в зале Театра на Литейном непривычно много. Понятно, что для Додина одним «софитом» больше, одним меньше – неважно. А для молодых режиссеров и актеров каждый дюйм успеха – огромное завоевание.

Надеюсь, что начинающие художники трезво оценивают косность театральной материи. Пробиться в лидеры непросто, и уже то, что ты попал в хорошую компанию (бывали ведь времена, когда и к заведомо плохой верхушке мечтали припасть), долж-но вдохновлять. Правда, надо бы, чтобы вдохновлялись еще и работодатели – чтобы номинанты «Золотого софита» были нарасхват. Ведь ориентируются же на музыкальные конкурсы «купцы» – менеджеры со всего света. А на территории театра этот механизм работает слабо. Конечно, Сергей Дрейден, названный лучшим актером за роль Короля Лира в ТЮЗе, и без этого подарка к своему 70-летию был и остается настоящей звездой российской сцены и экрана. Лишняя статуэтка на полке, где хранятся призы и награды, никак не скажется на его актерской судьбе. Он сам себе музыкант и дирижер. А вот для актеров Небольшого драматического театра приз Льву Эренбургу за лучший спектакль малой сцены – хоть и слабая, но надежда обрести крышу над головой. Однако не очень верится, что «Золотой софит» превратится в золотой ключик… Как для победителей, так и для номинантов вроде «Нашего театра», чей виртуозный спектакль «Стриптиз» (и предыдущие успешные работы) едва ли пополнит бюджет театра и даст ему давно заслуженное место под скупым питерским солнцем.

Авангардные очертания церемонии вручения высшей театральной премии попытался придать режиссер Анджей Бубень. Не все оценили лаконичность его видео-арта в стиле хай-тек и виртуозность ди-джея, сопровождавшего представление лауреатов. Но на самом деле этот подход созвучен если не нынешнему состоянию петербургского театра, то тому его европейскому характеру, к которому мы так стремимся. И коего порой достигаем. Хотя бы в таких работах (не считая названных), как «Счастье» Андрея Могучего (приз «Событие сезона»), танец Дианы Вишневой и Юрия Смекалова («Парк» Анжелена Прельжокажа в Мариинском театре), вокал Екатерины Антиповой в спектакле Юрия Александрова «Белые ночи Федора Достоевского», куклы, оживающие в руках команды Руслана Кудашова (Большой театр кукол)… Как выясняется, традиции не всегда мешают новаторству.

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*