Can not write file
Катил музей по городу
Санкт-Петербург - Любительский
09.11.2011 15:00

Сегодня исполняется 75 лет появлению в Ленинграде первого троллейбуса. В честь этой даты завтра в центре города состоится парад троллейбусов, в котором будут участвовать бок о бок старинные и современные машины. Накануне юбилея корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей» наблюдали подготовку к нему.


В троллейбусном депо «Горэлектротранса» на Минеральной в отличие от троллейбусных парков рогатые машины не ночуют – тут их ремонтируют, и оттого депо порой именуют троллейбусным заводом. Сюда за несколько дней до парада перегнали с Васильевского острова пять ретромашин – обитателей Музея электротранспорта.



– Первым в праздничной колонне покатит, конечно, «ЯТБ-1», который производили в Ярославле, – рассказывает работник предприятия Роман Агапитов. – Именно он стартовал ровно в 12 часов 30 минут 21 октября 1936 года в режиме опытной эксплуатации от Красной площади, которая сейчас носит имя Александра Невского. Дальше маршрут его проходил по проспекту 25-го Октября, как после революции назывался Невский, затем по улице Гоголя – ныне Малой Морской, бульвару Профсоюзов, который уже в постсоветское время опять стал Конногвардейским, и заканчивался на площади Труда.

Через полчаса после полудня, соблюдая традицию, начнется и завтрашний парад. Он в точности повторит исторический маршрут № 1, только на полтора часа остановится на Конногвардейском бульваре. Тут каждый желающий сможет побывать внутри ретромашин, все посмотреть и потрогать руками. А затем, доехав до площади Труда, через Почтамтскую отправится в обратный путь.

В «затылок» за «ярославцем» отправится «МТБ-82» (мои ровесники помнят по шестидесятым годам его желто-синее «туловище» – как и, увы, тесноту), потом более молодые: «семидесятник» – двухдверный «ЗиУ-5» и «восьмидесятник» – уже трехдверный «ЗиУ-9». А дальше – современные троллейбусы «ВМЗ-5298», «БКМ-321» и «Тролза-5265», которых от заслуженных старичков будет отделять необычная машина – на бензиновом ходу.

– Уникальный экземпляр! – восклицает, вылезая из кабины этой диковинной машины с белой надписью «Лаборатория контактной сети», водитель специализированного подвижного состава Алексей Гонтарев, энтузиаст восстановления троллейбусной старины. – Он был служебным транспортом – «грузовиком», но в конце 1970-х его переоборудовали в передвижную лабораторию. «Штанги»-токоприемники у него не для движения, а лишь для проверки высоты, отклонения и прочих параметров проводов. В отличие от троллейкаров, которые тоже есть у нас в музее. Они передвигались и на электричестве, и на бензине.

Всех участников завтрашнего парада можно увидеть благодаря энтузиазму таких же, как Гонтарев, «ненормальных людей», которые работают со старой техникой.

– Мы умудрились собрать практически полную коллекцию машин, которые ходили когда-либо в нашем городе, – рассказывает Алексей. – Есть, правда, несколько пробелов, которые уже никогда не восстановишь, но все основные модели, курсировавшие с 1936 года по питерским улицам, у нас в музее есть.

«Умудрились» – это, пожалуй, наиболее точное определение. По мере износа троллейбусы списывались, продавались по цене металлолома и вскоре оказывались далеко за городом, на дачных участках – в амплуа временных домиков или просто сараев. Там их Алексей со своими сподвижниками и находил. Теперь по первому троллейбусу, который стоит у самых цеховых ворот, как новенький, о его прошлом догадаться трудно.
– Как же его так хорошо сохранили? – вырывается у меня.

– А вы считаете, его сохранили? – переспрашивает Алексей. – Спасибо большое! Это самый большой комплимент реставраторам. На самом деле родного в нем – не более двух-трех процентов. Но вот что касается достоверности – она очень высокая!

Алексей со товарищи нашли «дедулю» по «наводке» знакомых аж в Горьковской – за Зеленогорском, на 63-м километре от города. Он стоял там на чьей-то даче – разваленный, сгнивший: ткнуть пальцем хватило бы, чтобы развалился. И подобная печальная история со счастливым концом – у каждого участника завтрашнего парада.

– Один раритет попал к нам по звонку с базы «Зенита» в районе Удельной, – вспоминает Алексей. – Позвонили: прибираем, мол, территорию, и среди прочего хлама троллейбус – так если вам нужен, то берите.

Накануне нашей встречи Алексей самолично перегнал поочередно свои экспонаты по ночному городу из музея в депо. Они в отличном состоянии, однако перед парадом, конечно, всегда есть что подлатать. Работу эту, не в обиду слесарям депо, хранители старины им не доверят – все только своими руками.

– У первенца – «ЯТБ-1» покрасим пол: он там реечный, деревянный и при «жизни» красился очень часто, – перечисляет Алексей. – Кроме того, подновим у него белые обводы на колесах, как было принято до войны. Подправим и подкрасим низ переднего фальшборта (аналога автомобильного крыла) у «МТБ-82». У всех троллейбусов поменяем угольные вставки на концах «штанг», добавим масло в моторы-компрессоры, подметем салоны и вымоем в них окна. Больше всего хлопот с лабораторией контактной сети: необходимо отрегулировать карбюратор и поставить в салоне оборудование – муляжи, конечно, ибо подлинное не сохранилось... А напоследок укрепим над лобовыми стеклами всех парадных машин флажки «Горэлектротранса» с его эмблемой!

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 1029 гостей онлайн
English French German Italian Russian Swedish
Ulti Clocks content

Для клиентов



Какие вам нравятся календари
 
Ваш любимый день недели
 

Духовность
Санкт-Петербург на карманных календарях -экспозиция карманных календарей с видами Петербурга и его пригородов
Катил музей по городу
Copyrigiht © 2009-2011