Катил музей по городу

Сегодня исполняется 75 лет появлению в Ленинграде первого троллейбуса. В честь этой даты завтра в центре города состоится парад троллейбусов, в котором будут участвовать бок о бок старинные и современные машины. Накануне юбилея корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей» наблюдали подготовку к нему.

В троллейбусном депо «Горэлектротранса» на Минеральной в отличие от троллейбусных парков рогатые машины не ночуют – тут их ремонтируют, и оттого депо порой именуют троллейбусным заводом. Сюда за несколько дней до парада перегнали с Васильевского острова пять ретромашин – обитателей Музея электротранспорта.

– Первым в праздничной колонне покатит, конечно, «ЯТБ-1», который производили в Ярославле, – рассказывает работник предприятия Роман Агапитов. – Именно он стартовал ровно в 12 часов 30 минут 21 октября 1936 года в режиме опытной эксплуатации от Красной площади, которая сейчас носит имя Александра Невского. Дальше маршрут его проходил по проспекту 25-го Октября, как после революции назывался Невский, затем по улице Гоголя – ныне Малой Морской, бульвару Профсоюзов, который уже в постсоветское время опять стал Конногвардейским, и заканчивался на площади Труда.

Через полчаса после полудня, соблюдая традицию, начнется и завтрашний парад. Он в точности повторит исторический маршрут № 1, только на полтора часа остановится на Конногвардейском бульваре. Тут каждый желающий сможет побывать внутри ретромашин, все посмотреть и потрогать руками. А затем, доехав до площади Труда, через Почтамтскую отправится в обратный путь.

В «затылок» за «ярославцем» отправится «МТБ-82» (мои ровесники помнят по шестидесятым годам его желто-синее «туловище» – как и, увы, тесноту), потом более молодые: «семидесятник» – двухдверный «ЗиУ-5» и «восьмидесятник» – уже трехдверный «ЗиУ-9». А дальше – современные троллейбусы «ВМЗ-5298», «БКМ-321» и «Тролза-5265», которых от заслуженных старичков будет отделять необычная машина – на бензиновом ходу.

– Уникальный экземпляр! – восклицает, вылезая из кабины этой диковинной машины с белой надписью «Лаборатория контактной сети», водитель специализированного подвижного состава Алексей Гонтарев, энтузиаст восстановления троллейбусной старины. – Он был служебным транспортом – «грузовиком», но в конце 1970-х его переоборудовали в передвижную лабораторию. «Штанги»-токоприемники у него не для движения, а лишь для проверки высоты, отклонения и прочих параметров проводов. В отличие от троллейкаров, которые тоже есть у нас в музее. Они передвигались и на электричестве, и на бензине.

Всех участников завтрашнего парада можно увидеть благодаря энтузиазму таких же, как Гонтарев, «ненормальных людей», которые работают со старой техникой.

– Мы умудрились собрать практически полную коллекцию машин, которые ходили когда-либо в нашем городе, – рассказывает Алексей. – Есть, правда, несколько пробелов, которые уже никогда не восстановишь, но все основные модели, курсировавшие с 1936 года по питерским улицам, у нас в музее есть.

«Умудрились» – это, пожалуй, наиболее точное определение. По мере износа троллейбусы списывались, продавались по цене металлолома и вскоре оказывались далеко за городом, на дачных участках – в амплуа временных домиков или просто сараев. Там их Алексей со своими сподвижниками и находил. Теперь по первому троллейбусу, который стоит у самых цеховых ворот, как новенький, о его прошлом догадаться трудно.
– Как же его так хорошо сохранили? – вырывается у меня.

– А вы считаете, его сохранили? – переспрашивает Алексей. – Спасибо большое! Это самый большой комплимент реставраторам. На самом деле родного в нем – не более двух-трех процентов. Но вот что касается достоверности – она очень высокая!

Алексей со товарищи нашли «дедулю» по «наводке» знакомых аж в Горьковской – за Зеленогорском, на 63-м километре от города. Он стоял там на чьей-то даче – разваленный, сгнивший: ткнуть пальцем хватило бы, чтобы развалился. И подобная печальная история со счастливым концом – у каждого участника завтрашнего парада.

– Один раритет попал к нам по звонку с базы «Зенита» в районе Удельной, – вспоминает Алексей. – Позвонили: прибираем, мол, территорию, и среди прочего хлама троллейбус – так если вам нужен, то берите.

Накануне нашей встречи Алексей самолично перегнал поочередно свои экспонаты по ночному городу из музея в депо. Они в отличном состоянии, однако перед парадом, конечно, всегда есть что подлатать. Работу эту, не в обиду слесарям депо, хранители старины им не доверят – все только своими руками.

– У первенца – «ЯТБ-1» покрасим пол: он там реечный, деревянный и при «жизни» красился очень часто, – перечисляет Алексей. – Кроме того, подновим у него белые обводы на колесах, как было принято до войны. Подправим и подкрасим низ переднего фальшборта (аналога автомобильного крыла) у «МТБ-82». У всех троллейбусов поменяем угольные вставки на концах «штанг», добавим масло в моторы-компрессоры, подметем салоны и вымоем в них окна. Больше всего хлопот с лабораторией контактной сети: необходимо отрегулировать карбюратор и поставить в салоне оборудование – муляжи, конечно, ибо подлинное не сохранилось… А напоследок укрепим над лобовыми стеклами всех парадных машин флажки «Горэлектротранса» с его эмблемой!

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*