На всякий пожарный случай

Это раньше по униформе легко было узнать пожарного. Начищенные до самоварного блеска каска да бляха на ремне — вот вам и представитель этой героической профессии. Пожарные части размещались в специальных зданиях, состоящих из конюшен, обозных сараев, казарм для пожарных и каланчи, на которой круглые сутки стояли дежурные, высматривая, не появится ли где подозрительный дым. Каланча имела еще и другое назначение: над смотровой площадкой возвышалась железная мачта, на которой поднимали «сигналы», обозначающие силу пожара и необходимость помощи со стороны других команд. В Петербурге на каланчах вывешивались сигналы о наводнениях, а также о морозах ниже 20° по Реомюру. Эти сигналы, в частности, показывали, что детям не надо ходить в школу. Другим применением каланчи было то, что в ней сушили пожарные «рукава» после пожара, развешивая их внутри башни.

До революции 1917 года пожарный транспорт был, как правило, конным. Только перед первой мировой войной в столицах стали появляться пожарные автомобили, но надо сказать, что пожарные лошади лишь чуть-чуть уступали им в скорости. Чаще всего это были великолепные крупные кони особой породы (помесь орловских рысаков с тяжеловозами), громадного роста, большой скорости и силы; их выращивали на специальных конных заводах.
В каждой части лошади были какой-либо одной масти. Жители Петербурга, например, твердо знали, какая часть проносится с грохотом и звоном колоколов: если ПЕГИЕ лошади — то Рождественская часть, если ВОРОННЫЕ- то Адмиралтейская, и т.д.
Впереди запряжек скакал верховой — так называемый «скачок». Он трубил на скаку в медный рожок, и все движение останавливалось. За ним полным карьером мчались запряженные четверками и парами ходы (пожарные повозки). Первым мчался ход с командой, на нем развевалось знамя части. Здесь же находился колокол, в который непрерывно звонил пожарный. На козлах сидели три кучера: это было вызвано тем, что никакой силы не хватило бы одному человеку управиться сразу с четверкой таких лошадей да еще вдобавок запряженной в тяжелую повозку.
За головным ходом в строгой последовательности мчались другие повозки: с лестницами, баграми, а также паровая машина, которая качала воду.Кортеж замыкала пожарная «скорая помощь» — пара лошадей, запряженная в ландо (карету с откидным верхом).
Выезд старой пожарной части на пожар навсегда запоминался всем тем, кто это видел. Невероятный грохот и звон, звуки рожка, громадные храпящие кони, все в мыле, красные, сверкающие медью повозки, клубы дыма с искрами из паровой машины, блестящие медные каски пожарных и никелированные каски пожарных офицеров — все это складывалось в весьма впечатляющую картину.
Шло время, и лошадей с повозками окончательно вытеснили машины. Были они поначалу маломощные, такие, как АМО-Ф-15 — грузовик с кузовом без бортов. Бойцы сидели на скамейках, расположенных по бокам, и когда машина подпрыгивала на ухабах, люди крепче сжимали специальные лямки, за которые держались. В центре кузова находились пожарные рукава, стволы и лестницы. Тот, кто сидел ближе к кабине, постоянно звонил в колокол, предупреждая замешкавшихся пешеходов…

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*