Угощение календарями: продолжение темы

В 1970-1980-е мини-календарная изография вин Крыма в культурном пространстве была обозначена образцами календариков ведомств инвалютной торговли: «Союзплодоимпорта» и «Внешпосылторга». Качество «календарных безделушек для иностранцев» было отменным, и лакомые до редкостей коллекционеры вели за ними настоящую охоту.

В эпоху советского «скудокалендария» любой винный календарик был событием. Даже календарик, малоценный эстетически.

В феврале 1974 года груз в пятнадцать тысяч календарных сувениров был экспедирован в Крым из столицы СССР. Московская фабрика офсетной печати (МФОП) тиражировала для «Крымсовхозвинтреста» серию в три бумажные миниатюрки формата 60х95 миллиметров, с рисоваными иллюстрациями. Анонимный график ничтожными изобразительными средствами демонстрировал уныло-жалкие схемы-силуэты бокалов с жидкостью-инкогнито: напитком без названия и сорта.

Фужер на фоне медалей, собранных фантазией художника подобием грозди ягод: таково примитивно-минималистское графическое решение «крымсовхозвинтрестовского» календаря года 1975-го (формат 60х90 миллиметров, издательство «Реклама», тираж 20 тысяч экземпляров).

Схожее хмуро-убогое клише — на календарике с надписью «Ялта. Зал дегустации вин», в течение всего 1978 года находившемся в продаже по три копейки за штуку (тбилисская типография ЦК Компартии Грузии, тираж 80 тысяч экземпляров).

Искусники рекламы в СССР действовали в условиях, так сказать, чрезвычайных. Оклик: «Нельзя!», исторгаемый компартийными постановлениями брежневско-горбачевской эры, налагал строгое «табу» на рекламу алкоголя внутри страны. Рекламного обеспечения зарубежных поставок лживой «витрины социализма» все это, разумеется, не касалось…

Научная винотека Массандры

Когда былые запреты пали, «Массандра» получила ранг Национального производственно-аграрного объединения и обрела коммерческий суверенитет, для винорекламных календарей началась новая история.

Рекламодатель получил независимость в выборе стратегии и тактики, тиражей и издателя произведений календарной печати. Самостоятельно выходя на рынки, товаропроизводитель смог указывать на календарях полную информацию о самом себе и о своем товаре. Открылись возможности для многообразного календарно-художественного творчества талантливых профессионалов.

По-настоящему календарообильной, полисюжетной и многостилевой календарная изолетопись НПАО «Массандра» стала благодаря сотрудничеству со львовским издательско-полиграфическим предприятием «Гриф-фонд».

Судите сами. Во Львове родились многокалендарные массандровские «сериалы»: в 1998 году — пять видов; в 2001 году — 10; в 2002 году — 31; в 2003 году — 30; в 2004 году — 12; в 2005 году — 15. В полном комплекте на год 2006-й — 30 «миничисленников». Все они выполнены в едином формате — 70х100 миллиметров, на мелованной бумаге высокой плотности.

В ретростиле оформлены серии 2007 года, 2004 и (частично) 2006 и 2001 годов.

Создатели календарей обратились к далекому прошлому винодельческого производства. Кадры репортажной фотосъемки, сделанной в винном реликвариуме, украшают годовые миниатюры.

Здесь, в сокровищнице стародавнего вина, сохраняются высокочтимые сосуды, одетые в этикетаж с двуглавым императорским орлом, все — в наплывах сургуча с рельефными, как ордена, клеймами.

«Одна из самых крупных в мире — коллекция «Массандры». Она получила статус «научной библиотеки» или, точнее, — винотеки, в которой каждая бутылка, подобно книге, имеет свое содержание, своих авторов и свою историю», — весьма к месту указано в текстовой преамбуле к двухлетнему стенному календарю НПАО на 2002/2003 годы.

«Сейчас винотека размещается в десяти галереях и насчитывает около миллиона бутылок свыше 800 наименований. В стенах галереи оборудованы глубокие каменные ниши. В каждой из них находится до 600 бутылок с вином определенной марки, укупоренных корковой пробкой «экстра» (пробка залита сургучом) и уложенных в горизонтальное положение».

И, как бы комментируя мини-календарные картинки с дородными ретро-емкостями, высвеченными яркой фотовспышкой из полумрака древлехранилищ, текст дополняет: «В подземельях бутылки покрываются налетом — «благородной пылью веков», что служит своеобразным паспортом качества и создает определенный шарм».

Винокалендарики от ялтинской художницы

Полноправный соавтор винорекламных календариков — ялтинка Анна Олейник, заслуженный художник АРК. Ее живописные произведения экпонированы в календарных миниатюрах 2001-2002-2003 годов.

А началось это творческое соавторство с того, что в клубе винзавода решили провести вечер-чествование ветеранов войны и труда. Здесь разместили выставку картин Анны Олейник — цветочные натюрморты, исполненные в технике «холст-масло» и «картон-масло» итог вдохновленной тридцатилетней работы. Ветераны с восхищением любовались цветами, живущими внутри картинных рам. Тогда-то и возник замысел продлить жизнь живописным букетам, экспонировать их навечно — в календарях. Календарики являют нам символ союза подданных богини Флоры и подданных бога Бахуса. Союза, скрепленного музой Рекламы.

На художественные плоскости календарных творений помещены композиции львовского фотографа Игоря Череватенко — массандровская продукция в ярких этикетках на фоне флористической живописи Анны Олейник. Постановочные фотонатюрморты презентуют зрителю аппетитного вида бутылочки, пространственно сопряженные с букетами ялтинских роз, сирени, фиалок, маков, подснежников, магнолий, нарциссов, клевера, садовой ромашки, цветов персика, ветками вербы… Двадцать пять не повторяющихся ничем букетов!

Ближний, предметный план «мини-численников» демонстрирует винный стол, обставленный с эстетическим вкусом и знанием тонкостей сервировки. Календарные фантазии рекламистов на тему цветов и вина привели, через зрительно-цветовые, вкусовые и обонятельные ассоциации, к созданию календарей-минишедевров. В каждом календаре — рекламная идея, фабула, потаенный смысл, магия…

На столе — две бутылки розового муската разных марок. Рядом — бокал, а внутрь него, вместо вина, щедро «плеснули» лепестками благоуханной светло-алой розы. Пиршественный, роскошный букетище цветов того же оттенка розовеет позади.

А двум бутылкам «Муската белого» колористически сопоставлена россыпь соответственно белых цветков розы, изографированная на втором плане.

А вот — бутылочка с числом «1936», на кольеретке — «Алеатико Аю-Даг «Слезы Христа». Лафитная чарочка, свежая жаккардовая скатерка, ультрамариновые сенполии и нежные веточки священной вербы. Благодатное настроение одухотворенного календарного празднества, светлого Христова Дня, образ благочестивого, безгреховного винопития — Пасхального разговения.

В винной календаротеке «Массандры» — гармония эстетики многокрасочной этикетки с эстетикой винной сервировки, эстетики живописи с эстетикой добротной полиграфии. Наверное, это и есть — календарная реклама на уровне большого искусства.

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*