Календари во дворце Воронцовых

Здесь господствуют дух познания и тишина. Здесь проживают книги мемориальной библиотеки Воронцовского дворца.
Они стоят на открытых, украшенных резьбой дубовых стеллажах, по двенадцать рядов, занимают все пространство стен до самого потолка.

Образцы высокоблагородных календарей — обязательный атрибут аристократических книжных собраний старобытной России.

На почетное место помещен «Новороссийский календарь на 1873 год, издаваемый от канцелярии Новороссийского генерал-губернатора в Одессе». Полон всякой всячины этот 280-страничный календарь-справочник. Открывается он традиционно — календарно-астрономическим разделом: месяцесловами для различный конфессий и реестром «подвижных» праздников (среди прочих — табель-календарь иудеев-караимов). Далее следуют верноподданейший раздел «Императорский дом» и губернский «Адрес-календарь» с массой разнообразнейших сведений об администрации и ведомствах края.

Весьма любопытен перечень «Хронологическое показание достопримечательных событий отечественной истории», который начинается 635-м годом от Рождества Христова и заканчивается 1872-м. Приведем выборку оригинальных цитат:
«1823. Граф М. С. Воронцов назначен генерал-губернатором Новороссийского края».
«1838. Учрежден ялтинский уезд в Таврической губернии в горной части Крыма».
«1847. Учреждено пароходное сообщение Одессы с Херсоном и с Редут-Кале через Ялту».
«1856. Скончался (6 ноября) светлейший князь Михаил Семенович Воронцов».

Замечателен тот факт, что князь самолично патронировал выход в свет вышеозначенной календарной серии. Вот как об оном было напечатано в посмертном «Очерке заслуг, сделанных наукам светлейшим князем М. С. Воронцовым»:

«…Во всех образованных государствах календари составляют необходимую житейскую, обыденную потребность, неизменную настольную книгу. Эту роскошь знания князь прочно привил к Новороссийскому краю и разноплеменному Кавказу. Неоднократных настойчивых ходатайств стоило князю получить согласие Академии наук на издание в Одессе «Новороссийского календаря» [исключительной привилегией на выпуск календарей с 1726 года и де-юре до 1866 года владела императорская АН в Петербурге. — Прим. автора]. В 1832 году календарь под редакцией г-на Морозова является сначала маленькой книжкой, но затем ежегодно растет числом и объемом статей. Князь Михаил Семенович первый год сам руководил редактором в выборе статей… Наука приобрела богатый запас исторических, географических и других материалов, собранных на самих местах просвещенными и любознательными людьми…»

В фондах мемориальной библиотеки Воронцовых-Дашковых бережно сохраняется полдесятка «Русских календарей Суворина» 1870-х-1910-х годов. Каждый календарище этого ряда представляет собой увесистый том на пятьсот-семьсот страниц, пять вершков в высоту (около 21 сантиметра), обряженный в коленкоровый переплет.

Слава календарей издательского дома А. С. Суворина прокатилась по просторам российским размашисто и мощно. Личность же самого Александра Сергеевича заслуживает особого рассказа.

Известный как владелец столичной газеты, собственной типографии и контрагентства, календарофабрикант Суворин дебютировал на издательском поприще именно выпуском «Русского календаря» в 1872 году. Владел сетью книжных магазинов в главных губернских городах, монополией на продажу печатной продукции на всех железнодорожных станциях Российской империи. Кроме того, был страстным коллекционером: собирал редкие книги и гравюры, составил каталог своего богатейшего собрания.

Главы, графы, сводки, пифирь — содержимое универсальных суворинских календарей Алупкинской дворцовой библиотеки. Пестрая смесь текстов: о государстве, коммерции, хозяйстве, медицине, транспорте, военном деле — не будем утомляться перечислением.

«А ведь это они — «КАЛЕНДАРИ ГОСПОДИНА СУВОРИНА» — действующие лица
сказки-притчи Владимира Галактионовича КОРОЛЕНКО «Стой, Солнце, и не движись, Луна» (1899).

В некотором царстве, за тридевять земель, во граде Востоке, управлял спесивый воевода-наместник. И боялся сей календарофоб прихода нового Времени, когда его наместничеству конец наступит. Звездочет — прорицатель предрек упразднение воеводской власти, как только подойдет календарная весна. И тогда правитель-календаропогубитель принял свои меры:

«КАЛЕНДАРИ отнять, и которые куплены ранее, тем произвести тщательный розыск и народу объявить: нынешний раз никакого им Нового года не будет, чтобы и не ждали.
Крамольники образовали тайные общества и, собираясь под кровом темных ночей, стали промеж себя читать КАЛЕНДАРЬ ГОСПОДИНА СУВОРИНА и предаваться превратным толкованиям.»

Местного календароторговца обыскали и заточили. И тогда забунтовали людишки. На шесты «листки от КАЛЕНДАРЕЙ навесили, носят по городу и все кричат: — Весна пришла!»

Делать нечего. Не остерегся календарный супостат воевать с Солнцем негасимым и с Времeнем вечным. Пришлось запрет на календари — отменить, да прочь из города бежать…

Глубокомысленной аллюзией библейского мифа об Иисусе Навине, приостановившем бег светил небесных, в короленковском контексте символически смотрится повторяющаяся на обложках «Русских Календарей» выразительная графическая картина. Над сельским пейзажем — образ восходящего солнца. В центре диска — цифра календарного года. Литеры наименования «Русский календарь» — окружностью шрифтового нимба, подобием ореола солнечных лучей. Внизу — бородатый, обутый в лапоточки крестьянин, а в ногах у него сидит мальчик с тучным снопом колосьев — символом достатка и благодати насущной.

Календарные вещицы — лишь малая толика от десяти тысяч произведений печати мемориальной библиотеки Алупкинского дворца. Кто побывал в Воронцовской библиотеке за полтора века? В этом храме книг витает аура былых владельцев и визитеров, способная материализовать пылкую фантазию календаромана. В романтическом антураже представляются российские аристократы от политики с календарем в холодных холеных перстах. А возле этого стеллажа, может быть, когда-то стоял простой крестьянин-экскурсант, почесывая бороду и дивясь роскоши раззолоченных фолиантов, вспоминал колхозные будни и дележ трудодней. А не здесь ли сэр Уинстон Черчилль отдыхал от полемики со Сталиным, утопал в дыму тлевшей сигары и перелистывал страницы старого календаря, размышляя о быстротечности времени? Кто знает, как оно на самом деле было?..

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*