Ласточкино гнездо: календарное досье

«Коллекционировать — одна из наиболее увлекательных игр в мире. Она сочетает в себе удовольствие от расширения собственной эрудиции с охотничьим азартом и деловым интересом. Для меня это — идеальное времяпрепровождение». Цитата из книги миллиардера Арманда Хаммера как нельзя более точно определяет суть собирательства

Календарики коллекционируют по-разному. «Плюшкины» собирают абсолютно все, и у некоторых календаристов в коллекции до трехсот тысяч единиц. «Эстеты» собирают такие мини-календари, которые «ласкают глаз». А «исследователи» с календарем, как с компасом — в исканиях, в походе за знаниями о своих экспонатах.

В моем каталоге — около двух тысяч календариков, так или иначе связанных с южнобережной тематикой. Тут же имеется картотека сведений и фактов, которые иллюстрируют собранные «мини-годовики». Что в ней? Этот банк информации довольно обширен. Чтобы составить такое досье, коллекционер-краевед обязан быть специалистом в разных областях: полиграфистом, искусствоведом, географом, историком… Ведь сколько волнительных событий, случившихся на земле Таврической, сколько славных имен, сколько памятных дат заключено в малом формате карманного календарика!

Каждый десятый из «ялтинских» календарей несет на себе визуальный образ готического замка, угнездившегося в суровых уступах Ай-Тодорских скал. Да, речь идет о нем, о знаменитом Ласточкином Гнезде. Журнальной статьей не объять художественного описания всего «календарья», посвященного наиглавнейшему символу туристического Крыма. Для этого потребовался бы, пожалуй, целый доклад.

Кто только не прикладывал руку к «календариаде» с эпическим крымским сюжетом: «Аэрофлот» и «Интурист», телезавод «Фотон» и черноморское пароходство, типография «Радянська Украина» и газета «Ялтинские Вести»… Всех не перечислишь. Зато по календарикам можно проследить историю сооружения за последнюю треть века.
На первых календариках здание такое, каким его спроектировал в 1911 году А. Шервуд, лишь частично пострадавшее от землетрясения 1927 года. На последующих календарных артефактах Ласточкино Гнездо портретировано после реставрации, сделанной ялтинскими архитекторами под руководством И. Татиева и В. Тимофеева в 1970-1971 годах: в том облике, каким его знают теперь, — с декоративными башенками, шпилями и флюгерами.

Особый коллекционерский интерес вызывает календарик, изданный в Финляндии типографией «Weilin+Gees», необычно запечатанный в прозрачный пластик. Годовая миниатюра была заказана отделом рекламы «Внешпосылторга». Клиентами этого подразделения Минвнешторга СССР были представители дипломатического корпуса и советские загранработники, приобретавшие санаторные путевки в здравницы за валюту и внешпосылторговские сертификаты. Этому контингенту и был адресован рекламка-календарик с таблицей 1966 года. Именно с этого момента и начинается календарная летопись ялтинской копии средневекового рейнского замка.

Знаете ли вы, что в пятом томе собрания сочинений Марка Твена, проследовавшего в свое время маршрутом вдоль отрогов Ай-Тодора на пароходе «Квакер-Сити», есть легенда о замке «Ласточкино Гнездо», что под Неккарштайнахом в Германии? История эта повествует о двух высокоблагородных рыцарях-братьях, творивших тайные благодеяния, и о юной деве Хильдергард, что явилась к ним в замок «во время завтрака» с просьбой о милости.

Календарик 2000 года, реклама ресторана в Ласточкином Гнезде, украшен глубокозначимой эмблемой в виде старинного герба. На пурпурном поле — четверочастный щит и две геральдические фигуры рыцарей в латах и при мечах. На ленте — девиз, а в навершии герба — название ресторана готическим шрифтом.

Если наблюдать Гнездо снизу, от корабельного причала, то кажется, будто вверху, на краю обрыва, стоит исполинское изваяние самой хозяйки крутого утеса, увенчанной высоким немецким кружевным чепцом, с развивающимися на вольном ялтинском ветру покровами.

Всякий раз, когда проходишь взглядом по коллекции на тему Ласточкина Гнезда, невольно останавливаешься на красочных календариках предприятия «Южное такси». Выстраивающаяся в единую серию «таксомоторная» подборка календариков 2002-2006 годов презентует транспортные средства на фоне замка.

Полиграфисты симферопольской фирмы «Свит» — новаторы в деле календарной иллюстрации, оригинально выполненной кистью и красками. В 1999 году ими был тиражирован календарик с живописной картиной мыса Ай-Тодор и скалы Парус с юго-западной стороны. Автор пейзажа — ялтинский художник Иван Галичин.

Следует также упомянуть один авторский календарик торговой компании «Кенеш» из серии 2001 года. Фантазия художника являет в технике живописи мистическую картину: парусник «Летучий голландец» визуальным световым контрфорсом во мраке ночи совершает фантастический воздушный полет навстречу замку с освещенными оконцами.

И еще календарик из серии редкостных. Когда в 2002 году Ялта готовилась принять съезд работников Государственного пожарного надзора Украины, организаторы призадумались над вопросом: какой памятный подарок вручить участникам? Так явился миру календарный сувенир с картинкой: пожарный с огенно-рыжими усами, стоя на взгорочке позади Ласточкина Гнезда, весело извлекает музыкальные сигналы из духового инструмента. У авторов календарной миниатюры — доброе чувство профессиональной самоиронии.

Любить свою малую Родину можно по-разному. Митинговать на предвыборных собраниях или переживать из-за неудачного новостроя. А можно коллекционировать календарные вещицы и занимательные факты о Ялте. И тогда тихий труд собирателя будет познавательным и общеполезным.

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*