Лентикулярная технология — завораживает и потрясает воображение

Представьте себе людей, которые вытягивают шею, только для того, чтобы разглядеть рекламный плакат, а потом советуют своим родственникам и друзьям пойти посмотреть на него. Они, не отрывая взгляда от изображения, подходят ближе и отступают назад, переходят то вправо, то влево, и просто делают все возможное, чтобы рассмотреть изображение со всех сторон. Не говоря уже о том, что в результате они тратят целую вечность на изучение рекламы: Думаете это самая дикая фантазия творца, который просыпается в холодном поту, расстроенный тем, что это был всего лишь сон? Не совсем так. Это реальность. Эта реальность называется лентикулярная технология или лентикулярная фотография, которую некоторые называют 3D (трехмерной) печатью. При помощи этой технологии можно производить плакаты, сити-лайты, P.O.S., календари и прочую рекламную продукцию, эффект от которой значительно выше, чем при использовании обычной печати.

Лентикулярный — означает линзообразный. Лентикулярная технология — это не новинка. Впервые принцип получения объемного изображения был представлен всеобщему вниманию Габриэлем Липпманом в 1908 году. (Кстати, в том же году Габриэль Ионас Липпман (1845-1921) получил Нобелевскую премию в области физики за изобретение метода получения цветной фотографии с помощью интерференции в толстых слоях светочувствительной эмульсии). Существенный вклад в развитие идеи Габриэля Липпмана сделан французским изобретателем Морисом Бонне, который впервые продемонстрировал качественную трехмерную фотографию.Состоит лентикулярная картинка из двух частей: полимерная пластина — это набор мелких цилиндрических линз (растр линз) и приклеенный к ней с тыльной стороны цветной отпечаток, представляющий собой картинку, составленную из последовательности полос. Изображение каждой полосы отклоняется микролинзой под определенным углом так, что в левый и правый глаз попадают полосы от разных картинок.
Совокупность всех полос от каждой линзы, попадающих в правый и левый глаз наблюдателя образуют целую картину, причем для левого глаза — это одна картина, а для правого другая. Мы видим либо стереоизображение, либо меняющиеся с углом поворота кадры. Такие изображения, которые изменяются в зависимости от угла зрения, обычно называют анимаграфикой или вариоизображением. Принцип создания стереоизображений, начиная от его изобретения, благодаря усовершенствованию технологии печати, через несколько десятков лет вырос в форму современного рекламной печатной индустрии с ее, потрясающим воплощением. В 60-х годах несколько японских и американских фирм сумели совершить технологический прыжок в производстве так называемых линзовых растров, заполнив мир стереокартинками, стереокалендарями, открытками и прочей массовой печатной продукцией.

Сначала была фотокамера.
Развитие технологии лентикулярной фотографии прошло рад этапов от стереокартинок, которые можно было рассматривать без специальных приспособлений до анимационных шедевров размером 3 х 7 м. За сравнительно короткий срок технология мигающих открыток превратилась в отдельную отрасль, связанную с непосредственным процессом фотографирования, цветной фотопечати и размножения. Фотопроцесс заключался в том, что на противоположную сторону лентикулярной пластины наносился фоточувствительный слой, на который, при помощи оптических призм, проецировались два рисунка, разложенных на составные части в виде полосок. После проявления изображения воспроизводился требуемый эффект. Фотографический метод первым отвечал техническим требованиям, выставляемым к более сложным изображениям. Для этого метода требовалось специальное оборудование — устройства, выполняющие функцию пространственно-разнесенного проецирования изображений на носитель с различных углов. Французский изобретатель Морис Бонне первым сконструировал специальный фотоаппарат для стереосъемки, который создавал уже готовое полосовое изображение. Этим фотоаппаратом снимались виды Парижа. Фотоаппараты подобной конструкции используются и сейчас.
Хотя производство с применением такой технологии сначала было тяжелым и дорогим, но все же постепенно оно было усовершенствовано и автоматизировано. Настоящий прогресс в этой технологии произошел в середине 1990-х годов, в период значительного усовершенствования цифровых технологий, используемых в препринте (предварительной подготовке печати). Использование компьютеров при обработке изображений для подслоев, так и в сфере технологий производства печатных матричных форм. В прошлом компании, специализировавшиеся в сфере лентикулярной фотографии, с появлением передовых цифровых технологий приобрели второе дыхание. Сегодня лентикулярную продукцию можно производить с помощью офсетов, флексографической, цифровой струйной печати и даже шелкотрафаретов, выбор зависит от размера площади печати, параметров визуализируемых стендов и количества изготовляемых копий. Изначально производство было организовано в США и Японии, откуда технология постепенно распространилась в Европу.
Ваpио/стерео изображения в рекламе обладают повышенной эффективностью за счет более высокой степени привлечения внимания, фиксации на объекте рекламы, запоминания и передачи информации, большего времени рекламного контакта, нежели традиционные рекламные носители.

Как создаются оптические эффекты.
Динамичные варио-эффекты довольно разнообразны: мигание (две или более сменяющих одна другую картинки), движение объекта или его частей, изменение масштаба (приближение и отдаление изображения), морф (постепенное превращение одного рисунка в другой), 3D эффект или объемное изображение. Также можно совмещать индивидуальные возможности каждого из этих эффектов.
Физический принцип, на котором основаны лентикулярные изображения, относится к оптическим свойствам человеческого глаза. Основой технологии является использование прозрачной пластиковой пленки или пластины с растром цилиндрических линз, расположенных одна возле другой. Их фокусное расстояние зависит от толщины пленки и выбирается в зависимости от расстояния до наблюдателя или от угла обзора. Наблюдатель видит изображение, которое напечатано или прикреплено к обратной стороне пластины. Благодаря увеличительным свойствам линз изображение увеличивается и направляется прямо в глаза, причем для каждого глаза отдельное изображение. Это достигается за счет того, что лучи направляются в глаза из разных точек изображения под разными углами. Поэтому каждым глазом можно увидеть различные рисунки. Этот метод используется для последовательного воспроизведения серии картинок. Затем, при движении изображения или перемещении наблюдателя относительно него возникает эффект превращения одного рисунка в другой.
Аналогично можно достичь пространственного восприятия изображения. Хотя в этом случае необходимо сделать так, чтобы различные изображения, проектирующие картинку под разными углами, соединялись в глазах наблюдателя. Наблюдатель воспринимает стереоскопический эффект без необходимости перемещения. Безусловно, изображение должно быть приспособлено к печати. Существенное значение имеет разрешающая способность цветной печати.
Аналогично можно достичь пространственного восприятия изображения. Хотя в этом случае необходимо сделать так, чтобы различные изображения, проектирующие картинку под разными углами, соединялись в глазах наблюдателя. Наблюдатель воспринимает стереоскопический эффект без необходимости перемещения. Безусловно, изображение должно быть приспособлено к печати. Существенное значение имеет разрешающая способность цветной печати.
Самым простым способом подготовки является применение эффекта мигания (например, смена одного изображения другим), для которого необходимо иметь две картинки. Картинки разрезаются на полосы толщиной в период растра, затем располагаются друг за другом, чередуясь одна из 1-й картинки одна из 2-й. Нужно помнить, что линзы переворачивают изображение, поэтому каждую полосу нужно зеркально отразить по горизонтали. И, наконец, получив сложенное таким образом двойное изображение нужно его сжать в два раза, чтобы две полосы умещались под одной линзой. Без лентикулярного растра на нем трудно что-либо разглядеть, но стоит совместить период растра с периодом картинок и выровнять их по вертикали, как картина приобретет четкость или даже превращается в объемное изображение, если картинки были предварительно подготовлены для этого.
По данным аналитических маркетинговых исследований компаний Product Acceptance and Research Inc (USA), эффект вариоизображения, который используется в рекламе, срабатывает в 6,5 раз чаще, чем в случае традиционных средств.
Что касается имитации движения, то оно складывается из отдельных картинок. Для этого требуется многоракурсовая съемка, т.е. фотографирование объекта под несколькими различными углами обзора. Двухракурсовая стереосъемка (стереопара) всегда подразумевает создание отдельных изображений для левого и правого глаза со стереобазой 65 мм (это среднее расстояние между глазами человека). Для многоракурсовой фотосъемки мы должны определить величину стереобазы и количество ракурсов, которое соответствует количеству вариокадров.
Можно снимать так, что два соседних ракурса представляли собой стереопару, не два крайних — первый и последний, а два соседних. Таким образом, мы получим несколько стереопар, переходящих друг в друга по цепочке. Создав из них стереоизображение, мы сможем оглядывать предмет с разных сторон. Можно создать и промежуточные дополнительные ракурсы между этими стереопарами, чтобы получить непрерывный поворот. Максимальное количество всех ракурсов будет определяться периодом растра и разрешением печатного устройства.
Аналогичный принцип создания эффекта увеличения, когда изображение предмета «приближается» издалека до близкого расстояния, так же как эффект морф — превращение принцессы в лягушку, или черного автомобиля Трабант — в сияющий Ролс-Ройс
Есть несколько способов создания объемного эффекта. Например, фотографированием реального изображения с различных ракурсов или с помощью компьютерной графики, моделирующей изображения в программе CAD 3D. При рассмотрении законченной картинки, возникает впечатление, что объект вращается. Однако фотографирование из нескольких углов означает сохранение идентичных условий, из которых лучшими являются условия студии, или может быть специально приспособленная направляющая рейка, по которой перемещается камера. Условия для съемок на улице нельзя назвать абсолютно удобными, достаточно сказать об исчезновении солнца: На практике часто используется другой метод, основывающийся на специфике человеческого восприятия. Это компьютерный способ создания изображений — «3D печать», который создает имитацию объема или глубины пространства. Он основывается на стереоскопии человеческого зрения. Оба глаза видят обозреваемый объект под различными углами. Получающееся изображение затем в мозгу соединяется в одно пространственное изображение. Намного проще осуществлять подготовку подслоев при использовании компьютерных программ для создания изображений и использовать обычные методы печати. Отдельно создаются стереопары или пары картин для левого и правого глаза. Лентикулярная пленка помогает каждому глазу увидеть только «свой» рисунок, в то время как мозг послушно создает объемное изображение. Благодаря развитию технологий, появились другие возможности подготовки подслоев для создания 3D эффекта. Используя подходящее программное обеспечение и имея небольшой опыт и необходимое творческое мышление, можно создать красивую трехмерную картину из практически любого двухмерного оригинала. Достаточно разбить детали изображения на слои и затем компоновать их по-новому, смещая друг относительно друга, имитируя объем и глубину. Поэтому можно буквально оживить обыкновенную фотографию, придав ей глубину, а картины художников эпохи ренессанса превратить в шедевры, которые еще никто не видел.
Варио-картина — это картинка с изменяющимся изображением при незначительном покачивании из стороны в сторону, так чтобы угол обзора менялся. Тогда танцор будет танцевать или улыбка на лице превратится в нахмуренность. Оба глаза видят только пару картин при одном угле. При другом угле видна другая пара картин.
Для создания других эффектов подслой с изображением должен содержать полную последовательность картинок. Необходимо специальное программное обеспечение, которое совмещает картинки в один печатный растр, формируемый из тонких полосок, ширина которых соответствует диаметру линзы. Лишь после того, как отпечатанная картинка была покрыта лентикулярной пленкой, происходит настоящее волшебство: перед глазами возникает трехмерное или анимационное изображение. Для лентикулярной фотографии чаще всего используют программное обеспечение, которое включает в себя Multiview 3D Flip!, Flip Universal, Super 3D Genius, Merge Software, FlashBand Generator Pro, Magic Interlacer Pro 100 или пpогpамма «Ваpиогpаф 3.31», разработанная Томским центром СИТЦ «Пpогpесс». Несмотря на то, что при помощи программы Photoshop опытные специалисты могут производить все от А до Я, с использованием «скриптов» можно автоматически выполнять различные задания.

Растровые цилиндрические линзы.
Лентикулярные пленки и пластины производятся на каландре с выемками, который создает давление на поверхности листа, создавая цилиндрические линзы, которые формируются в параллельные волнообразные ряды вдоль пленки. Фокусное расстояние каждого ряда определяется толщиной пленки. После горячего процесса формовки материал затвердевает и затем пленки разрезаются на специальные размеры. Современная технология дает возможность производить гибкие пленочные или твердые листы различного разрешения, т.е. с разной плотностью линз и из различных материалов. Пластики — PVC, PETG и PET — это первостепенные материалы. Чаще всего используется PET из-за того, что он более технологичен и безвреден. PET и PETG гораздо стабильнее под давлением и «зрительно» они гораздо лучше пластика PVC, который имеет легкую дымчатость. Для применения листов большого формата обычно используют акриловый или поликарбонатный пластик.
Обязательным условием является бесцветность, чистота и прозрачность пленки. Линейная плотность линзового растра, как правило, колеблется в пределах от 10 до 100, бывает 160 строк на дюйм, и даже 200, а толщина пленки может изменяться от 100 микрон (160 строк на дюйм) до 5 мм (10 строк на дюйм).
Лентикулярные листы характеризуются тремя основными параметрами. Первый — это плотность линзового растра. Пленки с большей плотностью, т.е. с более мелким растром, эффективнее всего использовать при производстве почтовых открыток, в то время как твердые лентикулярные листы с меньшим показателем «строка на дюйм» выгоднее применять для больших плакатов, которые рассматриваются издалека. Второй фактор — угол обзора, который определяется фокусным расстоянием цилиндрических линз и толщиной лентикулярной пленки. Меньший угол рассмотрения удобен при создании эффектов типа 3Д, больший угол — для создания прыгающего эффекта. Третий фактор — это толщина листа. Эти три фактора определяют область применения и качество получаемых изображений. Кроме того, имеется и ограничения, исходящие из чистой оптики, например, невозможно производить лентикулярную пленку с растром 50 строк на дюйм, которая в то же время будет иметь толщину в несколько микрон. Количество рисунков, которые используются последовательно в анимации, определяют то, какой тип линзового растра следует выбирать для наблюдения с определенного расстояния.

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*