Киношедевры Виеннале

В австрийской столице подходит к концу международный кинофестиваль Виеннале-2011.

Международный кинофестиваль в Вене (Виеннале) не имеет специального конкурса и представляет собой своего рода панораму мирового кино. Виеннале как бы завершает фестивальный сезон, отбирая все самое лучшее из Канн, Локарно, Венеции, Роттердама, Берлина, прибавляя к этому свои собственные открытия. В программе этого года нашлось место таким фестивальным хитам, как «Меланхолия» Ларса фон Триера, «Мальчик на велосипеде» братьев Дарденнов, «Гавр» Аки Каурисмяки, «Дневники Мусана» Парк Юнг-бума, «Драйв» Николаса Уиндинг Рефа, «Опасный метод» Дэвида Кроненберга, «День, когда он приехал» Хонга Сан-су и другие.

Естественно, что программу этого года украсил и победивший в Венеции «Фауст» Александра Сокурова, о котором австрийцы говорили как о фильме «большого визионера». Австрийские критики, видевшие фильм в Венеции, убеждали своих коллег, что «Фауст» – это тот шедевр, который нужно обязательно смотреть на большом экране, настолько в нем каждый кадр наполнен многослойными смыслами. Фильм Сокурова, снятый на немецком языке, в ближайшее время получит широкую дистрибуцию и в Германии, и в Австрии. А вот когда «Фауст» выйдет на экраны в России, пока непонятно. Сокуров правомерно настаивает, что фильм должен выйти на языке оригинала с субтитрами, но его продюсер думает, что русский дубляж повысит численность его аудитории.

Визуальные эксперименты Сокурова замечают не только в Европе и Америке, но даже на далеких Филиппинах. К примеру, в программе Виеннале этого года нашлось место интересному экспериментальному и одновременно социальному фильму из этой страны «Мечта Елеутерии», снятому одним кадром, как когда-то был снят сокуровский «Русский ковчег». Однако в отличие от Сокурова, некогда рассказавшего историю Эрмитажа как историю России, режиссер из Филиппин Ремонт Сиега Зуазола показала зрителю историю своей страны с ее центральной проблемой – катастрофическим утеканием за рубеж лиц женского пола. Весь фильм – это последние часы на Филиппинах главной героини Терии, которую семья пообещала выдать замуж за пожилого богатого немца в надежде получить за это хорошее вознаграждение. Терия под пристальным надзором семьи проделывает свой прощальный путь по родному острову, встречая по дороге не только своего несчастного бойфренда, но и подруг, удачно устроившихся в Германии и Италии и теперь готовых давать невесте ценные практические советы.

Молодая женщина на Филиппинах – сексуальный товар, возможно, единственно «устойчивая валюта», сравнимая с российскими нефтью и газом. Режиссер с печалью показывает образ современного рабства, поддерживаемого современным западным капиталистическим обществом. Филиппинские женщины получают взамен лишь красивые одежки, однако их неразвитое сознание так и остается нетронутым хорошим европейским образованием. Когда я смотрела эту картину, мне вспомнился постер, приклеенный к стене Музея современного искусства в Вене: «Долой сексизм, разрушь капитализм!». Конечно, столь радикального жеста фильм не предлагает, но он отчетливо показывает, как сексизм поощряется капиталистическими обществами.

Поскольку конкурс на Виеннале отсутствует, фестиваль активно зарабатывает себе репутацию поискового фестиваля ретроспективами, причем не только признанных кинематографистов вроде классика феминистского кино Шанталь Аккерман, американского актера и политического активиста 1970-х Гарри Белафонте или легендарного Джереми Томаса, продюсера таких великолепных режиссеров, как Дэвид Кроненберг, Нагиса Осима, Бернардо Бертолуччи и Николас Роуг. Виеннале каждый год обязательно посвящает ретроспективу молодому режиссеру, успевшему заслужить себе репутацию у критиков и зрителей, но при этом представляющему новый голос в искусстве кино. В прошлом году это был канадец Дени Коте (кстати, затем приехавший с ретроспективой на Санкт-Петербургский международный кинофорум). В этом году выбор Виеннале оказался еще более неожиданным, поскольку среди избранных оказался молодой режиссер из Гонконга Сой Ченг, в чьем послужном списке целая обойма интереснейших фильмов ужасов и гангстерских картин.

В Гонконге кино снимают быстро (в среднем за двадцать дней). Сой Ченг, начинавший ассистентом у таких классиков гонконгского кино, как Джонни То, Ринго Лам и Эндрю Лау, не является исключением. Ему нет еще и сорока, в его послужном списке уже четырнадцать фильмов, а его предпоследний фильм «Несчастный случай» (2009) уже участвовал в конкурсе Венецианского фестиваля. Представлявший ретроспективу известный немецкий журналист Олаф Мюллер назвал Сой Ченга самым большим гонконгским талантом нашего времени.

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*