Can not write file
Санкт-Петербург на карманных календарях   >   Фотокаталог   >   Професиональный   >   Календари под сенью горностая
Календари под сенью горностая
Санкт-Петербург - Професиональный
09.11.2011 00:01

Сто лет назад в Алупке на улице Ялтинской (ныне в черте земель санатория "Шахтер"), в здании архитектуры вычурной псевдоготики, существовал пансионат семейного типа с добросердечным названием "Буюрнус", что по-русски означает - "Просим пожаловать!"

Рекламные оглашения в путево-дителях тех времен предлагали приезжающим господам 12 меблирован-ных комнат "с превосходным столом, круглый год, за умеренную плату..."

Владельцем этой крымской недвижимости был московский купец-миллионер, типографщик, просветитель, меценат Иван Дмитриевич Сытин (1851-1934).


Тогда - в конце XIX века и в начале XX - имя это было известно всей Империи Российской: четверть печатной продукции Отечества выдавало его (Сытина) книго-издательское товарищество.

Дать календари народу. Для достижения сей благой цели потребовался не рафинированный эрудит, а сын волостного писаря, едва одолевший грамоту. Именно он смог прочувствовать суть проблем календароиздания и найти формулу успеха: "очень дешево, очень изящно и очень доступно".



С семнадцатилетнего возраста Ванятка Сытин сопровождал обозы с лубочным товаром из Москвы на Украину, держал торг на ярмарках. Близко сошелся с офенями, узнал нужды книжного рынка. А затем открыл в первопрестольной литографскую мастерскую и лавку.
Об одном подобном заведении Н.А. Некрасов поведал в своих поэтических строфах:

Была тут также лавочка
С картинами и книгами,
Офени запасалися
Своим товаром в ней…

В оговоренные сроки "книжные ходебщики" съезжались к Сытину. Торжище длилось не день, а два и даже три. Отбор товара вершила русская баня и ужин с водочкой.
В базарные дни разносчики появлялись на площадях городков и местечек, весело расхваливая публике свой товарец. В прочее же время бродили с коробом за плечами по деревням, заглядывали в каждую избу:

Легли в коробку книжечки,
Пошли гулять портретики
По царству всероссийскому,
Покамест не пристроятся
В крестьянской летней горенке,
На невысокой стеночке…
Черт для чего!


Кошелев Н. Офеня в деревне.
Дело шло бойко. Извлеченную из офенской торбочки изысканную поклажу меняли на сушеные грибы, домотканые холсты и иные предметы нехитрого деревенского труда. Или продавали ее недорого. Мозолистые крестьянские руки вынимали кожаные кошели, извлекая оттуда потом заработанные копеечки, и покупались стенные картинки да календари...

В старинной обстановке отдела редкой книги Ялтинской городской библиотеки хранится одно раритетное издание.


. Увесистый том в 600 страниц - юбилейный сборник "Полвека для книги", отпечатанный в 1916 году в ознаменование пятидесятилетия деятельности И.Д. Сытина - собрание замечательных фактов бытия календарей и людей.
Сам Иван Дмитриевич вспоминает здесь:
"С первых же дней своего существования Товарищество стало подумывать об издании народного календаря... В такой стране, как Россия, жили и умирали миллионы людей, отрезанные от центров русским бездорожьем и русским расстоянием, люди эти не имели никакого соприкосновения с печатным словом - ни книг, ни газет, ни школ у них не было, и календарь для таких людей был единственным окном, через которое они смотрели на мир.
По календарю они думали, по календарю учились, из календаря черпали свои знания, и календарь же давал им наставления на все случаи жизни...
За издание календарей я взялся не сразу и готовился к этому целых пять лет. Необходимо было позаботиться о выписке из-за границы специальных ротационных машин и оборудования, создать целый ряд приспособлений для размножения календарей в огромных, еще не слыханных в России размерах".
Сытинский календарный первенец - "Всеобщий русский календарь" - появился на Нижегородской ярмарке в 1884 году. Учинили его преизрядно: шикарно исполнена хромолитографией обложка по акварельному рисунку "передвижника", академика живописи Н. Касаткина; текст был украшен гравированными портретами. Календарь привлекал ценою: всего 20 копеек, и к нему была еще приложена бесплатная "премия" - репродукция картины "Пожар Москвы".
Означенный живописец стал "заведующим художественной частью" всех последующих календарей. В разные годы обложки, иллюстрации и календарные стенки Сытину расписывали А. Апсит, Е. Бем, Б. Зворыкин, Н. Каразин, А. Пичугин, С. Ягужинский. Авторами текстовой части выступали протоиерей профессор богословия Н. Боголюбский, литераторы Н. Рубакин, К. Лукашевич и другие.




Как указано в финале одной из глав цитируемого сборника, "толста еще кора народного невежества, не взять эту твердыню одним штурмом во фронт, народ надо увлечь такой приманкой, на которую он идет охотно и добровольно.
Путь к истинному просвещению - в средствах, способных нечаянным намеком вдруг всколыхать спящий ум, заронить в него свежую мысль… Вот почему календарь, пусть слишком малый объемом, является орудием культуры".
В ответ на обращение сообщать о замеченных недочетах и погрешностях календарей к Ивану Дмитриевичу стекалась обильная почта. Многоголосие этих писем могло бы согнать скептическую улыбку с лица того, кто отождествляет календарь с ежедневно отрываемым и едва прочитываемым листком. Корреспондентские отклики - то пространные, то краткие, то скромно указующие, то поучающие, иногда бойкоязыко негодующие, но чаще - благожелательные, мы можем прочесть в том же юбилейном сборнике из фонда редкой книги ялтинской городской библиотеки. Они - как бы экстракт общественного мнения календарной эпохи Сытина, изложенного посредством цитат (особенности орфографии и пунктуации оригиналов сохраняем):
"Остроумные профессоры писали появится кольцевая планета Галеи, и пододеть блиско к Земле, от веков сего не было, и вечно не может быть, чтобы какая небесная планета подошла блиско к Земле, и погубила Землю и твари Божии";
"Прочитал вашу статью по содержанию кроликов и меня этот промысел очень заинтересовал. Но в нашей местности негде встретить ни одного кролика";
"Напишите, что может Государственная дума и куда идут народные деньги";
"Ценных книг у нас имеются редко да и дороги а буде где и имеются то не каждый день читаются... а календарь по цене не дорог вещь сезонная и служит как украшение комнаты а содержанием - украшение души".
"При посещении изб, - пишет священник Казанской епархии, - отчасти видишь: чем живет, чем интересуется деревня... что добровольно, на свои трудовые гроши приобретается, читается, рассматривается в часы раздумья и духовной жажды. Эти-то проблески духовных запросов сразу и бросаются в глаза при входе в избу: около божницы (тябла) - сытинские картины и численники… "Всеобщий Русский" либо "Общеполезный календарь".
Малограмотный якут из "медвежьего угла" многогубернской империи от лица соплеменников ходатайствует: обозначить в календарной таблице праздники не только "красным числом", но и легко понимаемыми знаками - крестиком, если праздник церковный; короною - если день царский; посты - обвести краскою погуще.
Под сенью мантии Романовых ассортимент сытинского разнокалендария благоплодно преумножился:
"Наряду с "Всеобщим Русским" стал выходить другой настольный календарь - "Общеполезный", затем последовали "Малый Всеобщий", "Царь-Колокол", "Современный", "Старообрядческий" и другие.
Отрывные календари начали выходить одновременно с настольными - "обыкновенный, малого и среднего формата, конторский, ученический, дамский, детский...
Немалую долю среди прочих видов календарей занимают и "карманные" в виде маленьких книжечек в 5 и 10 копеек: их тираж достигает 3 миллионов экземпляров"

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 1747 гостей онлайн
English French German Italian Russian Swedish
Ulti Clocks content

Для клиентов



Какие вам нравятся календари
 
Ваш любимый день недели
 

Духовность
Санкт-Петербург на карманных календарях -экспозиция карманных календарей с видами Петербурга и его пригородов
Календари под сенью горностая
Copyrigiht © 2009-2011